Нарушение законодательства о континентальном шельфе (ст. 1671 УК). Россия осуществляет суверенные права над континентальным шельфом в целях разведки и разработки его естественных богатств.
Под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к побережью или к островам Российской Федерации, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 метров или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов. Поверхность и недра морского дна впадин, расположенных в сплошном массиве континентального шельфа, независимо от их глубины являются частью континентального шельфа России.
Объектом деяний против природы, описываемых рассматриваемой статьей, являются отношения по охране вод, живых ресурсов моря и естественных богатств континентального шельфа.
Непринятие мер по защите вод моря от вредоносных отходов (загрязнение моря) затрагивает и отношения по обеспечению экологической безопасности населения.
Предмет преступления - воды моря и его живые ресурсы (при загрязнении); естественные богатства шельфа (в остальных случаях).
Живые ресурсы моря - это все организмы, находящиеся над шельфом (рыбы, звери, планктон и др.).
Естественные богатства шельфа составляют минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна (руды, минералы, нефть, газ и т.д.), а также живые организмы "сидячих" видов, т.е. такие, которые в надлежащий с промысловой точки зрения период своего развития прикреплены к морскому дну или под ним либо могут передвигаться только по морскому дну или в его недрах.
Перечень видов живых организмов "сидячих" видов утвержден Министерством рыбного хозяйства (ныне Комитетом Российской Федерации по рыболовству) и опубликован для всеобщего сведения 1. К ним, в частности, относятся крабы, гребешки, мидии, устрицы, морские ежи и звезды, трепанги, кукумарии, губки "сидячих" видов, морские водоросли.
322
С объективной стороны деяния, посягающие на отношения в сфере экологии, из числа предусмотренных ст. 1671 УК выражаются в возведении сооружений и иных установок на шельфе, непринятии в зоне безопасности мер по защите живых ресурсов моря от вредоносных отходов.
Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. "Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации" устанавливает в пп. 1 - 2, что право распоряжаться природными ресурсами указанных мест принадлежит только Правительству Российской Федерации и уполномоченным им на то органам 1.
Место совершения преступления - обязательный признак состава - тот или иной район (участок) континентального шельфа.
Преступление считается оконченным с момента исследования или разработки естественных богатств континентального шельфа без надлежащего на то разрешения или с момента регистрации работ, возведения сооружений и установок или создания вокруг них зон безопасности без разрешения либо с момента установления факта непринятия мер по защите живых ресурсов вод от вредоносных отходов.
Регистрация работ и выдача разрешений в зависимости от вида работ осуществляется органами Федерального горного и промышленного надзора, Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр и органами рыбоохраны. Эти органы, а также органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции государственный надзор и контроль за соблюдением правил и требований по разработке естественных богатств шельфа, требований чистоты вод над шельфом и состава донных отложений.
С субъективной стороны преступление в зависимости от характера содеянного может быть совершено либо с прямым умыслом (например, незаконная разработка естественных богатств шельфа), либо по неосторожности в виде преступной небрежности или самонадеянности (например, непринятие мер по защите живых ресурсов вод от вредоносных отходов в результате небрежного исполнения своих обязанностей).
Субъект преступления по ч. 1 ст. 1671 УК - граждане Российской Федерации, достигшие 16 лет, как должностные,
323
так и недолжностные лица, а также те иностранные граждане, которые, имея разрешение на производство соответствующих работ, допустили названные в ней нарушения.
По ч. 2 этой статьи отвечают только иностранные граждане, производящие разведку, разработку естественных богатств шельфа и иные работы в интересах иностранных государств с нарушением правил охраны континентального шельфа, если их производство не предусмотрено соглашением между Российской Федерацией и заинтересованным иностранным государством или специальным разрешением, выданным компетентными властями.
Загрязнение водоемов и воздуха (ст. 223 УК). Загрязнение атмосферы и водоемов способно причинить существенный вред природе, народному хозяйству и здоровью людей. Так, более 140 млн. человек а странах СНГ проживают в опасных для здоровья условиях 1. Только за 1990 год ущерб от массовой гибели рыбы вследствие аварийных и залповых сбросов загрязняющих веществ превысил 20 млн. руб. 2. Всего в странах СНГ не отвечает нормативным требованиям 2/3 поверхностных вод 3. Около 50% населения России используют для питья непригодную воду. Общее число пострадавших вследствие этого от инфекционных заболеваний в 1992 году составило 2457 человек 4. 20% населения страны проживают в условиях высокого уровня загрязнения воздуха. Однако применяется ст. 223 УК все еще редко (с 1983 по 1991 гг. осуждено 185 человек, причем с 1985 по 1990 год судимость устойчиво снижалась, а с 1991 года отмечается незначительный рост).
Объект рассматриваемого преступления составляют общественные отношения по охране водного и воздушного бассейнов как природных условий жизнедеятельности и здоровья людей (отношения экологической безопасности), функционирования и развития сельского хозяйства и рыболовства.
Предмет преступления - вода и атмосферный воздух как элементы природной среды. Под водами следует понимать воды рек, озер, водохранилищ, каналов, подземные воды, ледники.
Сравнительный анализ ст. ст. 223 и 2231 позволяет сделать
324
вывод, что не являются предметом рассматриваемого преступления воды внутренних морей и территориальные воды Российской Федерации.
Внутренние моря - это моря, глубоко вдающиеся в сушу и сообщающиеся с океаном или прилегающими к морю проливами. В зависимости от гидрологического режима они делятся на межматериковые (Средиземное, Красное) и внутри-материковые (Черное, Белое, Балтийское). Внутренние моря не следует путать с озерами, которые вследствие большой величины зачастую обозначают как "море" (Каспийское, Аральское) или водохранилищами (например, Московское "море").
Объективную сторону загрязнения водоемов и загрязнения воздуха целесообразно анализировать отдельно.
Основные требования к нормированию качества окружающей природной среды сформулированы в разделе IV Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" 1. Конкретные нормативы предельно допустимой концентрации (ПДК) выбросов и сбросов утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
Предельно допустимая концентрация применения удобрений, стимуляторов роста и других химикатов в сельском хозяйстве утверждается указанными органами в пределах своей компетенции по представлению органов государственной агрохимической службы Российской Федерации с учетом международных стандартов.
Важные положения сформулированы также в Водном кодексе РСФСР 2, Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" 3, Законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения 4, Санитарных правилах по охране атмосферного воздуха населенных мест 5 и ряде других актов.
Объективная сторона загрязнения водоемов выражается
325
в загрязнении рек, озер, других водоемов и водных источников неочищенными и необезвреженными сточными водами или отходами промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других предприятий, учреждений и организаций, причинившее или могущее причинить вред здоровью людей либо сельскохозяйственному производству или рыбным запасам.
За пределами допустимого загрязнения оно становится опасным для организма человека и живых ресурсов вод.
Например, в питьевой воде должно содержаться на литр не более 0,05 мг мышьяка, фтора - 0,7 мг и т.д.
При определении степени загрязнения водного источника необходима ссылка на соответствующие нормативы. Например, Минводхозом СССР в 1988 году утвержден Специализированный каталог загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах сельскохозяйственных и промышленных объектов, а в 1990 году Минрыбхозом СССР издан Обобщенный перечень предельно допустимой концентрации и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов.
Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. № 545 1.
Под сточными понимаются воды, использованные для промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и бытовых нужд, в результате чего существенно изменился их первоначальный химический, физический или биологический состав.
Отбросами называют негодные остатки производственной деятельности человека. Отходы - это остатки, еще пригодные для какой-либо цели. Различие между отбросами и отходами носит относительный характер.
Под загрязнением понимается насыщение от определенного уровня чистоты воды и водных источников загрязняющими материалами, изменяющими их физические, химические или биологические свойства. Различают также тепловое загрязнение, т.е. изменение теплового режима воды вследствие деятельности, например, тепловых и атомных электростанций. Такое загрязнение вредно для ряда организмов. Например,
326
многие виды рыб (лососевые, форель, налим, хариус и др.) не только прекращают развитие и размножение в теплой воде, но и погибают. Поэтому установлены допустимые нормы подогрева воды: не более трех градусов летом и не более пяти - зимой.
Обязательным признаком, характеризующим объективную сторону рассматриваемого преступления, является причинение указанного в законе вреда или возможность его причинения. Состав сконструирован как формально-материальный. Преступление окончено как в случае создания реальной опасности причинения указанных в законе последствий, так и при их фактическом наступлении. Загрязнение воды, не содержащее реальной опасности заболевания людей, гибели скота, рыбы, причинения ущерба сельскому хозяйству (например, оставление щепы, мусора на льду после работы), наказывается в административном порядке (ст. 57 КоАП).
Вред здоровью людей считается причиненным, если вследствие загрязнения воды хотя бы один человек заболел и заболевание повлекло за собой как минимум кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности.
Ущерб сельскохозяйственному производству может выражаться в приведении в негодное состояние выпаса для скота, гибели посевов, животных, повреждении береговых насаждений и т.п.
Вред рыбным запасам - это гибель рыбы, уничтожение нерестилищ, нагульных площадей, существенное изменение вкусовых качеств рыбы, в результате чего она не может быть употреблена в пищу.
В случае причинения вреда обязательно должна быть установлена причинная связь между загрязнением и его последствиями 1.
Объективная сторона загрязнения воздуха заключается в выбросе в атмосферу вредных для здоровья людей отходов промышленного производства (дыма, пыли, газов, химических веществ). Иные виды загрязнения воздуха, например транспортом, данной статьей не охватываются.
Предметом преступления может быть только атмосфера. Загрязнение воздуха производственных помещений при наличии признаков преступления влечет ответственность по ст. 140 УК за несоблюдение правил промышленной санитарии.
По ч. 2 ст. 223 УК наказывается загрязнение водоемов и
327
воздуха, причинившее существенный вред здоровью людей или сельскохозяйственному производству либо повлекшее массовую гибель рыбы.
Существенным признается вред здоровью хотя бы одного человека, повлекший, как минимум, расстройство здоровья или утрату трудоспособности, которые относятся к разряду менее тяжких телесных повреждений.
Существенный вред сельскохозяйственному производству означает гибель посевов на значительных площадях, падеж скота, усыхание колхозных лесов и т.п.
Под массовой гибелью рыбы имеется в виду отравление ее в больших количествах, как правило, на значительных площадях.
Ущерб, причиненный сбросом загрязняющих веществ в водоемы, определяется в соответствии с Рекомендациями для определения ущерба от загрязнения водных источников от 4 апреля 1975 г., Руководством по определению ущерба от залповых сбросов сточных вод от 26 июля 1978 г. и Методикой подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства от 12 июля 1983 г., утвержденными Министерством водного хозяйства СССР 1.
Суммы, определяемые в качестве последствий преступления и подлежащие возмещению в порядке гражданского судопроизводства, не следует путать с платой за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, которая взимается с предприятий, учреждений, организаций, иностранных физических и юридических лиц на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 2 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" независимо от возмещения вреда.
С субъективной стороны преступление может быть совершено как умышленно, так и неосторожно. Вид вины возможен любой.
Субъектом преступления могут быть как должностные, так и недолжностные лица 3. Ответственность наступает с 16 лет.
Загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами
328
и материалами (ст. 2231 УК). Во многих районах Мирового океана загрязнение морской среды достигло таких размеров, что наступил предел возможности самоочищения его вод и человечество поставлено перед необходимостью срочной ликвидации нарушенного равновесия и предотвращения его нарушения в будущем.
Арктические моря Российской Федерации (Баренцево, Карское) в особенности загрязнены значительным количеством радиоактивных веществ, воды Дальневосточных морей характеризуются от "умеренно загрязненных" до "очень грязных".
Во исполнение многих международных конвенций и соглашений по охране морской среды от загрязнения в 1974 году в УК была введена ст. 2231. Осуждены в Российской Федерации по ней с 1983 по 1991 год 59 человек.
Объект преступления - общественные отношения по охране внутренних морских вод Российской Федерации, вод территориальных, вод открытого моря, а также живых ресурсов этих вод и здоровья людей от причинения им ущерба путем загрязнения моря. Предмет рассматриваемого преступления - указанные воды и их живые ресурсы.
Объективная сторона выражается в действии (незаконный сброс загрязняющих веществ с перечисленных в законе источников) или бездействии (непринятие мер по предотвращению потерь загрязняющих веществ).
Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 7 июля 1983 г. с изменениями от 16 января 1986 г. разъяснил, что под незаконным сбросом указанных веществ следует понимать их умышленное затопление вопреки требованиям Правил охраны от загрязнения прибрежных вод морей (от 12 апреля 1984 г.) и Правил выдачи разрешений на сброс в целях захоронения в море отходов и других материалов, регистрации их характеристик и количества, определения места, времени и метода сброса (от 26 января 1983 г.). Перечень веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, и нормы предельно допустимой концентрации этих веществ в сбрасываемых смесях, а также перечень отходов и других материалов, сброс которых запрещен или допускается по специальному разрешению, установлен в Приложениях к названным Правилам и в других нормативных актах.
Преступление считается оконченным с момента загрязнения вод моря (формальный состав). Исключение составляет ч. 2 ст. 2231 УК, которая предусматривает ответственность лишь при наличии существенного вреда здоровью людей, живым
329
ресурсам моря, зонам отдыха или другим законным видам использования моря (материальный состав).
Ответственность предусмотрена за загрязнение вод моря с морских судов, платформ, плавучих средств, воздушных судов и сооруженных в море конструкций. Однако основными источниками загрязнения, как показывает практика, являются береговые предприятия. Пробел в законе в отношении таких деяний необходимо устранить.
Несообщение сведений администрации ближайшего порта или организации, выдающей разрешение на захоронение вредных веществ, о произведенном или готовящемся сбросе либо захоронении таких веществ образует специальный вид предусмотренного ст. 2231 УК преступного бездействия.
Обязательный признак объективной стороны состава преступления - место его совершения: пространство внутренних морей, зоны территориальных вод, открытое море.
Существенным вредом следует считать возникновение у людей заболеваний, которые относятся к разряду тяжких или менее тяжких телесных повреждений, массовую гибель рыбы или иных живых ресурсов вод либо такое загрязнение зон отдыха, которое делает невозможным без существенных затрат на восстановление их дальнейшее использование (например, загрязнение нефтью пляжей). Оценивая размер вреда, необходимо учитывать стойкость загрязнения, его площадь, количество погибших живых организмов, ценность загрязненных участков в экологическом отношении (заповедник, заказник, нерестовое место), объем материальных затрат, необходимых для ликвидации загрязнения.
С субъективной стороны при совершении рассматриваемого преступления возможна как умышленная, так и неосторожная формы вины. Умышленно совершается сброс в море вредных веществ, утаиваются сведения о готовящемся или произведенном сбросе. Деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 2231 УК, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Субъектом преступлений, предусмотренных чч. 1, 2 и 3 ст. 2231 УК, могут быть капитаны и другие члены российского или иностранного судна или иного плавучего средства либо работники платформ или иных искусственно сооруженных в море конструкций, в чьи служебные обязанности входило недопущение сброса в море вредных веществ, а также командиры воздушных судов. Так, помощником капитана Р. не была обеспечена надлежащая работа технических средств, в результате чего произошло загрязнение нефтеносными водами акватории морского порта Большой Туруханской гавани, а затем
330
моря с причинением значительного ущерба. Р. был обоснованно осужден по ч. 2 ст. 2231 УК 1.
Ответственность недолжностных лиц не исключается в тех случаях, когда они, выполняя распоряжение должностного лица, сознавали, что ими причиняется вред природной среде, а отданное распоряжение незаконно.
Субъектом преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 2231 УК, могут быть лишь должностные лица судов и иных плавучих средств, платформ и других искусственно сооруженных в море конструкций либо члены экипажей воздушных судов, которым вменено в обязанность сообщать администрации порта или организации, выдающей разрешения на сброс и захоронение вредных веществ, смесей, отходов и материалов, о готовящемся или произведенном их сбросе.
Умышленное уничтожение, разрушение или повреждение природных комплексов и объектов, взятых под охрану государства (ст. 230 УК).
Данное преступление, наряду с умышленным разрушением, уничтожением или порчей памятников истории или культуры, предусмотрено ст. 230 УК.
Объект посягательства - общественные отношения по охране и сбережению природных объектов и памятников природы.
Предмет рассматриваемого преступления - природные объекты и памятники природы, взятые государством под охрану. Таковыми признаются заповедники, природные парки, особо охраняемые ландшафты, редкие и достопримечательные сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, характерные или уникальные проявления природных условий и процессов отдельных зон и физико-географических областей, ценные в научном, культурно-познавательном или экономическом отношении.
Для квалификации содеянного как преступления необходимо установить, что подвергшийся посягательству объект был взят под охрану государства. Поскольку охране подлежат все элементы природной среды: земля, воздух, воды, животный и растительный мир, недра и др., то в ст. 230 УК речь идет об объектах особо охраняемых, что и следует отразить в данной норме при ее совершенствовании. Перечень таких объектов, их правовой режим устанавливают соответствующие нормативные акты Российской Федерации, например Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г.
331
№ 1155 "Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации" 1.
С объективной стороны преступление выражается в уничтожении, повреждении или иной порче природных объектов. Способ совершения преступления - сожжение, затопление, вырубка, загрязнение и др. - значения не имеет.
Уничтожение - это приведение природного объекта в полную негодность, когда он перестает существовать как таковой и восстановление его невозможно. Разрушение представляет собой временное или частичное приведение природного объекта в негодность. В зависимости от вида объекта он может быть по истечении определенного времени восстановлен либо совершенно потеряет свое значение. Порча в отличие от разрушения, хотя и не создает опасности гибели объекта в целом, но нарушает его естественный внешний вид, изменяет какие-либо части (например, при откалывании кусков породы, выламывании минералов, нанесении надписей, надрезов и т.д.).
Преступление окончено с момента уничтожения, повреждения или разрушения природного объекта. Состав преступления - материальный.
С субъективной стороны преступление согласно закону может быть только умышленным. Вид умысла - прямой. Виновный сознает, что разрушает, уничтожает или портит объект природы, взятый под охрану государства, и желает осуществить свои действия.
Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если эти действия совершило должностное лицо с использованием своего служебного положения, его действия при наличии признаков состава должностного преступления квалифицируются по совокупности как должностное преступление и умышленное разрушение, уничтожение или порча объектов природной среды, особо охраняемой государством.
332
1
См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 6. Ст. 604.
1
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 19. Ст. 1048.
1
См.: Обзор состояния окружающей природной среды. С. 55, 79 - 80, 91.
2
См.:
Тихомирнов Р.О применении судами законодательства об охране природы // Вестник Верховного Суда СССР. 1991. № 3. С. 3.
3
См.:
Лемешев М.Я. Пока не поздно... Размышления экономиста-эколога. М., 1991. С. 50.
4
См.: О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации в 1992 году. Государственный доклад // 3еленый мир. 1993. № 21. С. 4 - 5.
1
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10. Ст. 457.
2
Принят Верховным Советом РСФСР 30 июня 1972 г. М., 1985.
3
См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР я Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418; 1992, № 32. Ст. 1256; № 34. Ст. 1966; 1993. № 32. Ст. 1231.
4
Утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 16 мая 1989 г. № 4946-89. М., 1989.
5
См., например: Природоохранительные нормы и правила проектирования: Справочник / Сост. Ю.Л. Максименко, В.А. Глухарев. М., 1990.
1
См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 6. Ст. 330.
1
Недостаток данной нормы состоит в том, что она не предусматривает ответственности за загрязнение водоемов, причинившее вред водным пушным зверям, водоплавающим птицам.
1
Ныне - Комитет Российской Федерации по водному хозяйству.
2
См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 10. Ст. 726.
3
См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1983. № 4. С. 7.
1
См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 6. С. 40.
1
См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 14. Ст. 1096.