Подделка знаков почтовой оплаты и проездных билетов (ст. 159 УК). Данная статья по существу содержит несколько самостоятельных составов преступлений: подделку почтовых марок или других знаков почтовой оплаты либо международных ответных купонов; использование или выпуск в обращение поддельных почтовых марок или других знаков почтовой оплаты либо международных ответных купонов (ч. 1 ст. 159 УК), изготовление или сбыт в виде промысла поддельных билетов или иных документов на проезд пассажиров или провоз грузов (ч. 2 ст. 159 УК).
Объект преступления - общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулирующие почтовые и транспортные расчеты.
Предмет посягательства - почтовые марки и другие знаки почтовой оплаты, международные ответные купоны, билеты
275
и иные документы на проезд пассажиров или провоз багажа (грузов).
Виды знаков почтовой оплаты, их образцы и достоинство устанавливаются Министерством связи Российской Федерации. Они удостоверяют, что пересылка почтового отправления оплачена. В соответствии с п. 53 Устава связи и п. 53 Почтовых правил 1 знаками почтовой оплаты являются почтовые марки (в том числе беззубцовые и блоки), маркированные конверты, маркированные почтовые карточки и открытки, оттиски маркировочных машин.
В оплату международной корреспонденции могут приниматься международные ответные купоны, выпускаемые Международным бюро Всемирного почтового союза. Ответные купоны присылаются с заграничной почтовой или телеграфной корреспонденцией и удостоверяют, что ответное отправление оплачено. Ответные купоны обмениваются на марки Российской Федерации из расчета оплаты одного простого международного письма весом до 20 г. На купоне ставится оттиск календарного штемпеля иностранного почтового учреждения, продавшего купон. Незаштемпелеванный купон также может быть принят в порядке исключения (п. 58 Почтовых правил).
Согласно п. 60 Почтовых правил, внутренние и международные отправления считаются оплаченными, если на них воспроизведен оттиск клише маркировальной машины. К числу внутренних корреспонденции, оплаченных таким образом, относятся, например, воинские почтовые отправления (солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы), на которых делается оттиск специального треугольного штампа с надписью: "Письмо военнослужащего срочной службы". "Бесплатно" (п. 65 Почтовых правил).
Статья 46 Всемирной конвенции, заключенной в Брюсселе 11 июля 1952 г. и вступившей в силу 1 июля 1953 г., предусматривает обязательства стран - членов Всемирного почтового союза относительно мер уголовного преследования за подделку почтовых марок (даже изъятых из обращения), международных ответных купонов и почтовых удостоверений личности, за их использование или выпуск в обращение.
Под билетами понимаются билеты, дающие право на проезд и провоз багажа любым видом транспорта: железнодорожным, водным, воздушным, автомобильным, городским электротранспортом (метро, троллейбус, автобус, трамвай). К иным документам на проезд пассажиров можно отнести служебные проездные документы, льготные проездные документы,
276
плацкарты, отдельные требования. Документы на провоз багажа - это багажные квитанции, дорожные ведомости.
С объективной стороны каждый из рассматриваемых составов преступлений характеризуется своими специфическими чертами.
Подделка знаков почтовой оплаты заключается либо в полном их изготовлении (создание фальшивых марок, оттисков маркировальных машин, международных ответных купонов) лицами, не имеющими на это права, либо в фальсификации подлинных знаков (смывание почтового штемпеля, изменение достоинства марки) с целью приведения их в пригодное для использования состояние.
Обязательным признаком подделки является цель их использования как знака оплаты или выпуска в обращение. Поэтому если: знак почтовой оплаты изготовлен для личной коллекции, состав преступления отсутствует. Если знак почтовой оплаты подделан для коллекционера, налицо мошенничество (оконченное, если от последнего получены деньги; покушение, когда произведена подделка обговоренного знака, но деньги за него по каким-либо причинам не получены).
Использование поддельных знаков почтовой оплаты - это предъявление их для оплаты корреспонденции.
Выпуск: в обращение состоит в продаже, дарении, обмене, безвозмездной передаче другим лицам поддельных знаков почтовой оплаты для использования по назначению. Подделкой могут заниматься одни лица, а выпускать в обращение или использовать такие знаки - другие.
Преступление окончено, когда осуществлена подделка либо налицо использование или выпуск в обращение поддельных знаков.
Изготовление поддельных билетов или иных документов на проезд пассажиров или провоз багажа равнозначно понятию подделки и означает, что документ подделывается целиком или в подлинный документ вносятся изменения (например, о дате поездки, весе или виде груза) или ему придается вид неиспользованного.
Под сбытом поддельных документов понимается их передача отдельным гражданам, учреждениям за деньги или в обмен.
Изготовление и сбыт поддельных документов уголовно наказуемы при условии, что они совершаются в виде промысла, т.е. когда получаемые от них доходы являются основным или дополнительным источником существования виновного.
Преступления, предусмотренные как ч. 1, так и ч. 2 ст. 159 УК, имеют формальные составы.
С субъективной стороны рассматриваемые преступления
277
совершаются лишь с прямым умыслом. Лицо сознает общественную опасность своих действий и желает их совершить. При подделке обязательна цель выпуска почтовых знаков в обращение. Данные преступления чаще всего совершаются из корыстных побуждений.
Субъект рассматриваемого преступления - вменяемое, достигшее 16 лет лицо. Должностные лица при наличии признаков должностного преступления отвечают по ст. ст. 159 и 170 УК по совокупности.
Уклонение от подачи декларации о доходах (ст. 1621 УК). В УК имеются три статьи (ст. ст. 1621, 1622 и 1623), назначение которых состоит в обеспечении государственного контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций налогового законодательства и контроля за источниками получения гражданами и хозяйствующими субъектами доходов (прибыли).
Статья 1621 УК предусматривает ответственность за уклонение от подачи декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным промыслом, другой индивидуальной трудовой деятельностью либо об иных доходах, облагаемых подоходным налогом, и в других случаях, когда подача декларации предусмотрена законодательством, либо за несвоевременную подачу декларации или включение в нее заведомо искаженных данных, если эти действия совершены после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Объект преступления - общественные отношения в сфере контроля со стороны государства за доходами налогоплательщиков и формирования государственного бюджета.
Объективная сторона выражается в бездействии - уклонении от подачи декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным промыслом, другой индивидуальной трудовой деятельностью либо об иных доходах, облагаемых подоходным налогом, и в других случаях, когда подача декларации предусмотрена законодательством, или в действии - включении в нее заведомо искаженных данных, либо несвоевременной подаче декларации.
Статья 1621 УК устанавливает ответственность лишь за уклонение от подачи декларации о доходах, поэтому за умышленное уклонение от уплаты налогов с доходов ответственности по данной статье влечь не может.
В диспозиции статьи названы три вида доходов, уклонение от подачи декларации о которых уголовно наказуемо. К этим видам доходов относятся: занятия кустарно-ремесленным промыслом; доходы от занятий другой индивидуальной трудовой деятельностью, не запрещенной Законом Российской
278
Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности", и иные доходы, облагаемые подоходным налогом.
Доходы, облагаемые подоходным налогом, определяются Законом РСФСР "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г.1, Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" от 7 декабря 1991 г.2, Законом Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" от 12 декабря 1991 г.3, Законом РСФСР "О налогах на имущество физических лиц" от 9 декабря 1991 г.4, Законом РСФСР "О подоходном налоге с предприятий" от 20 декабря 1991 г.5, ст. ст. 14 - 17 которого предусматривают порядок налогообложения предприятий различных форм, учрежденных частным лицом, и рядом других нормативных актов.
При включении в декларацию заведомо искаженных данных имеет место обман действием, когда средством обмана выступают подложные документы, предназначенные служить удостоверением фактов, имеющих юридическое значение.
Несвоевременной является подача декларации с нарушением установленных сроков ее представления.
Преступлением считается и уклонение от подачи декларации в других случаях, предусмотренных законодательством, в частности по требованию прокурора или налоговой службы.
Окончено преступление с момента уклонения от подачи декларации (начальным моментом является предъявление требования налоговой инспекции или прокурора о подаче декларации), либо неподачи ее в установленный срок или с момента представления декларации с заведомо искаженными сведениями. Состав преступления - формальный 6.
279
Обязательным признаком объективной стороны преступления является так называемая административная преюдиция. Ответственность наступает, если хотя бы одно из рассматриваемых нарушений совершено после наложения административного взыскания за любое (или несколько из них) такое же нарушение, совершенное ранее.
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Виновный сознает общественно опасный характер уклонения от подачи декларации, неподачи ее в установленный срок или внесения в нее заведомо искаженных данных и желает так бездействовать или действовать.
Субъект - лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное представлять декларацию о доходах.
Уровень совокупных доходов, по достижении которого налогоплательщики обязаны подавать декларацию, и сроки, в течение которых они должны это сделать, определяются законодательством Российской Федерации. Уровень доходов периодически пересматривается с учетом инфляции. Так, в 1992 году он составлял для физических лиц 200 тыс. руб. в год, на 1993 год был установлен в размере одного миллиона рублей, а на 1994 год - десяти миллионов.
Декларацию обязаны подавать лица, обладающие несколькими источниками облагаемого налогом дохода либо имеющие такие источники помимо основного места работы.
Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения (ст. 1622 УК). Часть 1 рассматриваемой статьи устанавливает ответственность за сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных размерах, а ч. 2 - в особо крупных размерах или лицом, ранее совершившим преступление, предусмотренное данной статьей.
Объект рассматриваемого преступления сходен с объектом уклонения от подачи декларации о доходах.
С объективной стороны преступление выражается в сокрытии доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения от контроля со стороны государственной налоговой службы.
Вследствие скупой законодательной характеристики объективной стороны данного преступления его трудно отличить от уклонения от подачи декларации о доходах, с одной стороны, и от противодействия или неисполнения требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов, - с другой.
280
Представляется, что деяния, предусмотренные ст. 1621 УК, в случае их совершения с целью уклонения от уплаты налогов, образуют специальный по отношению к ст. 1622 УК состав. Если непредставление декларации или внесение в нее ложных сведений направлено на сокрытие доходов в крупном или особо крупном размере, применению подлежит ст. 1622 УК.
Диспозиция ст. 1622 УК имеет бланкетный характер, поэтому для установления видов налогов, плательщиков налогов и объектов налогообложения необходимо обратиться к действующему налоговому законодательству. Помимо указанного при рассмотрении ст. 1621 УК, к нему относятся и такие основные акты, как Закон Российской Федерации "О налогообложении доходов банков" 1, Закон Российской Федерации "О налогообложении доходов от страховой деятельности" 2, Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий"3, Закон Российской Федерации "Об инвестиционном налоговом кредите"4, Закон РСФСР "О налоге; на операции с ценными бумагами" 5, Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" 6, Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"7 с изменениями и дополнениями.
Так, согласно Закону "О подоходном налоге с физических лиц", плательщиками такого налога являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства,
281
как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в России (ст. 1).
Статья 2 Закона перечисляет объекты налогообложения у физических лиц. В общей форме его можно определить как совокупный доход, полученный в календарном году, как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.
Статья 3 устанавливает виды доходов, не облагаемых подоходным налогом, а ст. 20 - обязанности налогоплательщиков - физических лиц. В частности, они обязаны вести учет полученных доходов, представлять декларации о доходах и расходах по установленным формам, своевременно и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога.
Объектами налогообложения по Закону "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" являются, например, жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики, автомобили, яхты, предметы антиквариата, валютные ценности (ст. 2 Закона). Объекты налогообложения доходов банков - его доходы, включая проценты по ссудам, комиссионные, плату за кредит, доходы от лизинговых и факторинговых операций, инкассации, от валютных операций и т.д.
Под сокрытием доходов (прибыли) понимается их утаивание различными способами: путем сообщения ложных сведений; представления подложных документов о сумме дохода или о расходах, не включаемых в эту сумму; несообщения сведений об источниках дохода (прибыли); запутывания учета доходов и расходов и т.п.
Окончено преступление с момента начала деятельности (действия или бездействия), направленной на сокрытие истинных доходов (прибыли).
Состав по конструкции - формальный. Указанный в законе размер доходов (прибыли) не является последствием данного преступления, а указывает объем скрываемого.
Под крупным размером сокрытия следует понимать сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, налог с которых пятидесятикратно превышает минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством, а под особо крупным - стократно.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что скрывает доходы (прибыль) или иные объекты налогообложения, и желает это сделать.
Мотивы преступления - корыстные. Цель - уклониться
282
от уплаты налогов и удержать часть прибыли, подлежащей обращению в доход государства.
Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное по действующему законодательству уплачивать налоги и представлять сведения о доходах (прибыли) предприятий, организаций и учреждений.
Представляется, что данное преступление относится к числу так: называемых альтернативно-должностных преступлений. Поэтому при его совершении с использованием своего служебного положения должностным лицом предприятия или другой организации дополнительной квалификации по ст. 170 УК не требуется.
Противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов (ст. 1623 УК). Объект преступления - общественные отношения, формирующие порядок осуществления государственного контроля за доходами налогоплательщиков и пополнения государственного бюджета.
Объективная сторона выражается в уклонении лица от явки в органы Государственной налоговой службы для дачи пояснений или отказе от дачи пояснений об источниках доходов (прибыли) и фактическом их объеме, а равно в непредставлении документов и иной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по требованию органов Государственной налоговой службы.
Преступление выполняется путем бездействия. Уклонением от явки в органы налоговой службы следует считать прямой отказ посетить налоговую службу или явно выраженное в иной форме нежелание сделать это.
При этом лицо должно быть лично уведомлено о необходимости прибыть в указанный орган по известному адресу и в положенное время. Если у лица имелись уважительные причины (болезнь, командировка, неотложная важная работа и т.д.), по которым он не смог выполнить свою обязанность, ответственность исключается.
То же: относится и к представлению документов в налоговый орган.
Отказ от дачи пояснений выражается в нежелании дать соответствующую информацию, разъяснения, указать документы, отражающие доходы, расходы и иные хозяйственные операции и т.п.
Оконченным преступление считается с момента совершения хотя бы одного из перечисленных выше деяний. Состав преступления - формальный.
Субъективную сторону составляет вина в виде прямого
283
умысла. Лицо сознательно уклоняется от явки в органы Государственной налоговой службы, отказывается от дачи необходимых пояснений, не предоставляет нужных документов и иной информации и желает так себя вести, хотя могло и должно было выполнить обязанности, налагаемые законодательством.
Признаки субъекта идентичны признакам, изложенным при рассмотрении ст. 1622 УК.
Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 1626 УК). Общественная опасность уклонения от уплаты таможенных платежей состоит в том, что оно:
- наносит экономический вред России, поскольку в бюджет не поступают установленные на перемещаемые через границу таможенные платежи; позволяет незаконно обогащаться отдельным лицам, усиливая экономическую дифференциацию членов общества за счет извлечения нетрудовых доходов.
Объект преступления - общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулирующие порядок формирования и источники бюджетных поступлений.
Объективная сторона выражается в бездействии - уклонении от уплаты таможенных пошлин и иных платежей в крупном размере. Диспозиция ст. 1626 УК - бланкетная, поэтому для установления ее содержания необходимо обратиться к нормативным актам, определяющим виды таможенных платежей и порядок их уплаты при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации. К их числу относятся, в частности, Таможенный кодекс Российской Федерации 1, Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" 2, Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей"3, постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. № 1322 "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности" 4.
Таможенные платежи предусматриваются ст. 110 Таможенного кодекса Российской Федерации. Ставки ввозных и
284
вывозных пошлин определяются Правительством Российской Федерации в пределах, установленных Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе". Так, названное постановление Совета Министров - Правительства России от 23 декабря 1993 г. № 1322 предусматривает, что с полным освобождением от таможенных платежей физические лица могут:
- ввозить в Российскую Федерацию товары общей стоимостью до 2000 долларов США включительно;
- вывозить из Российской Федерации товары общей стоимостью, не превышающей 50-кратного размера минимальной месячной заработной платы включительно;
- получать пересылаемые в международных почтовых отправлениях товары общей стоимостью до 200 долларов США включительно;
- отправлять за пределы Российской Федерации в международных почтовых отправлениях товары общей стоимостью, не превышающей 5-кратного размера минимальной месячной оплаты труда включительно.
Этим же постановлением установлены размеры пошлин, которыми облагаются товары, ввозимые и вывозимые, получаемые и отправляемые сверх указанного количества, товары, ввозимые: и вывозимые лицами, переселяющимися на новое место жительства, транспортные средства и т.д.
Статьи 47 - 48 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" устанавливают специальный сбор за право вывоза культурных ценностей и порядок его взимания государственным органом, выдающим свидетельство на право вывоза культурных ценностей.
Экспортная таможенная пошлина на культурные ценности, вывозимые с соблюдением требований данного закона, не взимается.
К таможенным платежам относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах.
Таможенные пошлины в свою очередь состоят из сезонных, особых и специальных видов пошлин.
Таможенные сборы также делятся на виды: выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, за таможенное оформление и сопровождение и др.
Основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с разделом
285
третьим Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации. В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. Отсрочка или рассрочка не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.
Обязательным признаком объективной стороны преступления является размер таможенных платежей, от уплаты которых уклоняется плательщик. Крупным размером в примечании к ст. 1626 УК называется сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая 200 минимальных размеров оплаты труда.
Окончено преступление с момента установления факта уклонения лица от уплаты таможенного платежа. Состав преступления - формальный.
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Лицо сознает, что уклоняется от уплаты обязательных таможенных платежей, и желает так поступить.
Субъектом преступления является только лицо, обязанное платить таможенные платежи. Ответственность наступает с 16-летнего возраста. Статья 118 Таможенного кодекса плательщика признает декларантов или иных лиц. Декларант - это лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер, декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени. Таможенный кодекс не дает понятия иных лиц, обязанных уплачивать таможенные платежи. Думается, к ним необходимо отнести лиц, перемещающих товары, собственников товара, покупателей, владельцев либо лиц, выступающих в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с товаром от собственного имени действий, предусмотренных Таможенным кодексом.
286
Не может быть признан субъектом рассматриваемого преступления перевозчик - лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства, но не наделенное правом совершать от собственного имени юридические действия, предусмотренные Таможенным кодексом.
Квалифицирующим признаком, указанным в части второй ст. 1626 УК, называется особо крупный размер таможенных платежей, от уплаты которых уклоняется лицо. Под особо крупным размером понимается сумма, превышающая 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Часть третья ст. 1626 УК предусматривает ответственность лица, ранее судимого за уклонение от уплаты таможенных платежей.
Незаконные сделки с валютными ценностями (ст. 1627 УК). Ст. 1627 УК предусматривает ответственность за совершение незаконных сделок с валютными ценностями, а равно за незаконное хранение, перевозку или пересылку драгоценных металлов или драгоценных камней.
Общественная опасность преступления заключается в том, что оно ослабляет системы государственного контроля за сделками с валютными ценностями и препятствует их поступлению в Государственный банк страны. Зачастую незаконное обращение валютных ценностей связано с другими преступлениями, например, с хищениями, контрабандой, нарушениями таможенного законодательства Российской Федерации, сокрытием доходов (прибыли) от налогообложения.
Объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере денежной и кредитной деятельности и государства.
Предмет преступления - валютные ценности, т.е. такие ценности, которые могут служить средством платежа в международных расчетах.
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" 1 относит к ним:
- иностранную валюту;
- ценные бумаги в иностранной валюте (чеки, векселя, аккредитивы и др.);
- фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
- драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
287
- природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Только перечисленные природные драгоценные камни могут служить в качестве валютных ценностей. Иные, которых насчитывается по различным классификациям до нескольких десятков видов, не являются таковыми. Не являются валютной ценностью и синтетические (искусственные) драгоценные камни, хотя по своим физико-химическим свойствам и красоте они зачастую превосходят природные 1. Сбыт синтезированных драгоценных камней может образовать состав мошенничества и его следует отличать от рассматриваемого преступления. Так, А. изготовил 87 камней бриллиантовой огранки из бесцветного итрит-алюминиевого граната и под видом бриллиантов сбыл их гражданину Б. Московским городским судом А. был осужден по ч. 3 ст. 147 УК, поскольку итрит-алюминиевый гранат не является валютной ценностью, а изготовленные из него бриллианты были фальшивыми. Верховный Суд России, рассматривавший дело в кассационном порядке, согласился с такой квалификацией 2.
Объективная сторона преступления выражается в совершении двух различных по сути видов деяний:
- а) совершении незаконных сделок с валютными ценностями путем их покупки, продажи, обмена, использования в качестве средства платежа;
- б) незаконном хранении, перевозке, пересылке драгоценных металлов или драгоценных камней.
Валютные операции физическими и юридическими лицами могут быть осуществлены лишь в установленном законом порядке.
Покупка и продажа иностранной валюты производится в Российской Федерации через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. Они могут осуществляться непосредственно между
288
уполномоченными банками или через валютные биржи в том же порядке.
Ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей осуществляется в порядке, установленном Центральным банком России по согласованию с Минфином и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Порядок совершения сделок с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями, а также жемчугом в Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Осуществление в обход установленных правил валютных операций признается незаконным, а лица, их совершившие, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (ст. 14 названного Закона).
Незаконные сделки с валютными ценностями, а равно незаконное хранение, перевозка, пересылка драгоценных металлов и драгоценных камней являются оконченным преступлением с момента их совершения. Состав преступления - формальный.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо сознает характер незаконной валютной сделки или сознает, что незаконно хранит, перевозит, пересылает драгоценные металлы или драгоценные камни, и желает эти действия совершить. Мотивы преступления могут быть любые и на квалификацию преступления влияния не оказывают.
Субъектом указанных в ст. 1627 УК преступлений может быть как частное достигшее 16-летнего возраста лицо, так и должностное лицо (ст. 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле").
Квалифицирующими признаками в рассматриваемой статье выступают повторность совершения перечисленных в ней действий, совершение их по предварительному сговору группой лиц или должностным лицом с использованием служебного положения, а равно - в крупном размере.
Под крупным размером понимается сумма сделки, в 50 раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", на который ориентирована рассматриваемая статья, существенно отстал от жизни. В период действия ст. 88 УК, предусматривающей ответственность за нарушение правил о валютных операциях и спекуляцию валютными ценностями, случаи ее применения
289
были довольно редки. Вряд ли они станут чаще и в связи с принятием ст. 1627 УК, заменившей ст. 88 УК.
Сокрытие средств в иностранной валюте (ст. 1628 УК). Общественная опасность данного преступления состоит в том, что в результате его совершения государство лишается возможности пополнять свой валютный фонд и надлежащим образом им оперировать. Нередко сокрытие средств в иностранной валюте связано с такими преступлениями, как утаивание доходов или иных объектов налогообложения (ст. 1622 УК), незаконные сделки с валютными ценностями (ст. 1627 УК), хищения.
Объект преступления - общественные отношения в области финансовой деятельности государства.
Предмет - иностранная валюта: иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении, а также изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранного государства и в международных или расчетных единицах 1.
С объективной стороны преступление состоит в сокрытии в крупных размерах средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
Сокрытие выражается в различных способах: утаивание валютных средств в сейфах и иных местах, рассредоточение на счетах структурных подразделений путем искажения отчетности, незаконного размещения валютных средств за границей и т.п. Перечислению подлежат валютные средства предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности.
Обязательный признак объективной стороны преступления - размер сокрытых валютных средств. Крупным размером считается сокрытие иностранной валюты на сумму, превышающую 50 тыс. долл. США.
Окончено преступление с момента совершения действий по сокрытию средств в иностранной валюте. Состав преступления - формальный.
С субъективной стороны имеет место вина в виде прямого умысла. Лицо сознает, что укрываемые средства в иностранной валюте подлежат обязательному перечислению на соответствующие счета в банке, и тем не менее желает скрыть их от перечисления.
290
Субъект преступления специальный: руководитель предприятия, учреждения, организации. Данное посягательство приобретает черты специального вида должностного преступления (ст. 170 УК), когда виновный - должностное лицо государственного аппарата. В этом случае применения ст. 170 УК не требуется.
По части второй ст.1628 УК наказываются те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц, либо в особо крупных размерах. Таковой будет в том случае, если сумма укрываемых валютных средств превышает 250 тыс. долл. США.
Нарушение правил разработки недр и сдачи государству золота (ст. 167 УК). Данная статья по существу содержит описание двух самостоятельных составов преступлений: 1) нарушение отдельными гражданами правил разработки недр и 2) нарушение правил сдачи государству добытого из недр земли золота или других драгоценных металлов или драгоценных камней.
Первое преступление не относится к хозяйственным и рассматривается в главе "Экологические преступления".
Объект нарушения правил сдачи государству драгоценных металлов или драгоценных камней - общественные отношения в области финансовой деятельности государства, регулирующие порядок поступления в государственную казну драгоценных металлов и драгоценных камней.
Предмет рассматриваемого преступления - драгоценные металлы :н драгоценные камни.
К драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы: палладий, осмий, иридий, родий, рутений. Понятие драгоценных камней дается при анализе состава незаконной разработки недр в главе "Экологические преступления".
Для характеристики предмета данного преступления существенное значение имеет указание закона о том, что драгоценные металлы и драгоценные камни должны быть добыты виновным из недр земли. Следовательно, им не могут быть изделия производственного или лабораторного назначения, их полуфабрикаты и детали, искусственно созданные драгоценные камни, а также камни естественного происхождения, но подвергшиеся обработке, не могут им быть производственные отходы в виде опилок и стружки драгоценных металлов, а равно сусальное золото, хотя все перечисленное подлежит строгому учету и сдаче в соответствующем порядке после создания указанных материалов или их появления.
С объективной стороны преступление выражается в нарушении
291
правил сдачи отдельными гражданами добытого ими из недр земли золота или других драгоценных металлов или драгоценных камней.
Диспозиция ст. 167 УК - бланкетная. Правила разработки недр и сдачи государству добытого предусмотрены в Основах законодательства о недрах, Законе о недрах, постановлении ЦИК и СНК СССР от 8 мая 1929 г. "О золотой и платиновой промышленности и о хранении и обращении золота и платины" с последующими изменениями 1.
В соответствии с п. 12-Б Типового устава артели старателей все добытые полезные ископаемые должны сдаваться предприятиям по добыче драгоценных металлов или драгоценных камней в порядке и в сроки, установленные договором или разрешительным удостоверением на разработку недр.
Нарушение правил сдачи драгоценных металлов или драгоценных камней образует состав преступления в случае утайки и присвоения (полностью или частично) частными лицами, не являющимися старателями, добытых ими драгоценных металлов или драгоценных камней. Нарушением правил также является сдача старателем добытого золота лично или через посредников не в то золотодобывающее предприятие, куда он должен был его сдать. И в этом случае преступление окончено с момента нарушения правил сдачи. Иное нарушение правил (сдача драгоценных металлов с нарушением сроков, в неопломбированном сосуде и др.), если при этом лицо не преследовало цели утайки добытого, в силу незначительной общественной опасности преступлением не является.
С субъективной стороны нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов или драгоценных камней совершается с прямым умыслом. Виновный сознает, что утаивает или присваивает указанные минералы, подлежащие обязательной сдаче государству, и желает эти действия совершить. Мотив и цель - корыстные.
Субъект преступления - лицо, не являющееся по своему правовому положению работником предприятия по добыче полезных ископаемых или старателем, работающим по договору. Утайка и присвоение добытых драгоценных металлов или драгоценных камней работниками указанных предприятий или старателями квалифицируется как хищение государственного имущества. Так, действия Ф., работавшего на прииске, не имевшего разрешения на самостоятельную
292
разработку недр и присвоившего 2366 граммов добытого золота, были квалифицированы по ч. 3 ст. 89 УК. Верховный Суд Российской Федерации оставил приговор без изменения 1.
Часть 2 ст. 167 УК предусматривает ответственность за нарушение правил сдачи государству золота, других драгоценных металлов или драгоценных камней, причинившее крупный ущерб государству. Является ли причиненный ущерб крупным, решает суд исходя из стоимости незаконно добытых минералов, их количества, веса. В настоящее время, на наш взгляд, этот размер должен определяться с учетом инфляции.
В случае когда лицо, утаившее как незаконно, так и законно добытое золото, другие драгоценные металлы или драгоценные камни, совершает с ними возмездные сделки (обменивает, продает, использует в качестве средства платежа), оно подлежит ответственности по ст. ст. 167 и 88 УК за нарушение правил о валютных операциях. Так, Б., М., Ш. и другие, работая в старательской артели, систематически похищали золото во время его промывки и съемки. Похищенное стоимостью 71 544 руб. Г. по их поручению сбывал, выезжая в различные города страны. Суд квалифицировал действия Г. по ч. 1 ст. 88 и ст. 931 УК, а действия Б., М., Ш. и других - по ст. 15, ч. 1 ст. 88 и ст. 931 УК. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда приговор оставила без изменения 2.
293
1
См.: Почтовые правила. Общая часть. М., 1985.
1
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 11. Ст. 527; № 34. Ст. 1976; 1993. № 4. Ст. 118; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 10. Ст. 1108.
2
См. там же. № 12; № 34. Ст. 1976; 1993. № 4. Ст. 118.
3
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 12. Ст. 593; 1993. № 4. Ст. 118; № 14. Ст. 486.
4
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 362; 1993. № 4. Ст. 118.
5
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 12. Ст. 601.
6
В статье 162
1 УК последствия не предусмотрены, поэтому нельзя согласиться с.мнением, что рассматриваемое преступление окончено, когда причинен имущественный ущерб (см.:
Галахова А.В. Указ. соч. С. 143).
1
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 12. Ст. 595; № 34. Ст. 1976; 1993. № 4. Ст. 118.
2
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 12. Ст. 597; № 34. Ст. 1976: 1993. № 4. Ст. 118.
3
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 12. Ст. 599; № 34. Ст. 1976: 1993. № 4. Ст. 118; № 14. Ст. 486.
4
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 12. Ст. 603; № 34. Ст. 1976.
5
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 11. Ст. 523; № 34. Ст. 1976: 1993. № 4. Ст. 118.
6
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 11. Ст. 525.
7
См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1871; Ведомости Съезда неродных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 23; 1993. № 4. Ст. 118.
1
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 31. Ст. 1221.
2
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 23. Ст. 821.
3
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 20. Ст. 718.
4
См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5089.
1
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 45. Ст. 2542.
1
Подробнее о драгоценных камнях как предмете преступления см.:
Жевлаков Э.Н. Общие вопросы квалификации преступлений в области охраны окружающей среды. М., 1986. С. 31 - 40.
2
См.: Советская юстиция. 1977. № 20. С. 19.
1
См. ст. 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
1
СЗ СССР. 1929. № 33. Ст. 292; Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 11. Ст. 178; 1982. № 12. Ст. 65.
1
См.: Курс советского уголовного права. T.V. М., 1971. С. 549.
2
См.: Сборник постановлений Президиума и определений Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР, 1974 - 1979. М., 1981. С. 118.