Незаконное повышение или поддержание цен (ст. 1543 УК). Общественная опасность данного преступления обусловлена усилившимися негативными явлениями на потребительском рынке и использованием их в целях извлечения незаконных доходов путем монополизации торговли. Рассматриваемая норма также направлена на борьбу с коррупцией в органах исполнительной и представительной власти.
Основной непосредственный объект преступления - общественные отношения, складывающиеся в сфере торговли и обеспечения товарами потребителей.
Дополнительный непосредственный объект представляет собой материальные интересы граждан.
С объективной стороны преступление выражается в незаконном повышении или поддержании цен, совершенном в результате монополистической деятельности путем создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, либо изъятия товаров из обращения, либо сдерживания их от реализации, либо другого устранения от потребителей.
По смыслу ст. 1543 УК незаконным является повышение или поддержание высоких цен искусственно путем совершения указанных действий в отличие от цен, складывающихся естественным образом в зависимости от насыщения рынка товарами.
Посредством указанных в законе деяний виновные ставят цель создать дефицит товаров и путем установления высоких цен достичь сверхприбыли.
Создание препятствий доступу на рынок может осуществляться многообразными деяниями, например непредоставлением места для торговли, воспрепятствованием перевозке и размещению товаров, отказом в предоставлении места для хранения продукции, принудительной скупкой ее у хозяйствующего субъекта и т.д.
252
Закон устанавливает лишь примерный перечень устранения товаров от потребителей в качестве средства повышения и удержания цен. Помимо действий, указанных в ст. 1543 УК, оно может быть произведено, например, путем скупки товаров у других продавцов и недопущения их к продаже.
В законе говорится о рынке как месте совершения преступления. По смыслу рассматриваемой статьи под ним понимается не только одноименная торговая точка, но и рынок в широком смысле слова как сфера товарного обмена.
Преступление считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных в законе деяний, направленных на повышение или удержание на определенном уровне цен. Состав преступления - формальный.
С субъективной стороны деяние характеризуется прямым умыслом и корыстной целью. Виновный сознает, что совершает деяния, направленные на повышение или удержание цен, и желает их совершить.
Субъект преступления по ч. 1 ст. 1543 УК - недолжностное лицо, достигшее 16-летнего возраста.
По ч. 2 ст. 1543 УК наказуемы рассмотренные выше действия, совершенные по предварительному сговору (т.е. до начала совершения преступления) между гражданами-предпринимателями либо должностными лицами хозяйствующих субъектов или органов исполнительной и представительной власти.
По ч. 3 наказуемо незаконное повышение или поддержание цен путем насилия или угрозы его применения.
Под насилием следует, в частности, понимать причинение телесных повреждений, глумление над личностью с применением физической силы, насильное содержание в помещении или другом месте, связывание, насильное выдворение с места торговли или недопущение в это место. При этом причинение телесных повреждений, незаконное лишение свободы или убийство, на наш взгляд, следует квалифицировать по ч. 3 ст. 1543 УК и по соответствующим статьям о преступлениях против личности по совокупности.
Действия, предусмотренные чч. 1 и 3 рассматриваемой статьи, совершенные организованной группой или лицом, ранее судимым за преступления, указанные в данной статье, образуют состав преступления, описанный ч. 4 ст. 1543 УК.
Обман потребителей (ст. 156 УК). Данная статья предусматривает ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей в магазинах, на других предприятиях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, независимо
253
от форм собственности, а равно гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг).
Данное преступление посягает одновременно на два объекта - общественные отношения, определяющие деятельность указанных предприятий и граждан-предпринимателей (основной), и материальные интересы граждан (дополнительный).
Предмет преступления - товары, продаваемые покупателю, либо деньги последнего.
С объективной стороны преступление заключается в совершении хотя бы одного из действий, указанных в законе.
В ст. 156 дан примерный перечень преступных обманных действий. Наиболее распространенные виды обмана - обмеривание и обвешивание, т.е. отпуск товаров в меньшем количестве, чем то, за которое уплачено, либо занижение меры, веса получаемого от заказчика материала, сырья для производства работ. При этом применяются различные способы: использование неверных измерительных приборов, уменьшенная расфасовка, недолив, излишняя натяжка материала и др.
Обсчет - это обманное получение с клиента большей суммы денег, чем он должен был уплатить, например заведомо неправильный подсчет общей стоимости покупки или заказанных или поданных в ресторане блюд и напитков, выдача сдачи в меньшем, чем полагалось, размере.
Под введением в заблуждение понимается обман потребителя относительно качества товара или его потребительских свойств. Например, виновный сообщает потребителю неверные сведения о функциях бытовой машины, ее возможностях, характеристике по сравнению с другими агрегатами либо выдает маргарин за сливочное масло, хотя маргарин был высокого качества.
Иной обман потребителей, как разъяснено в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 14 марта 1975 г. № 2 "О судебной практике по делам об обмане покупателей и заказчиков", образуют любые действия виновного, направленные на получение от граждан сумм, превышающих стоимость приобретенного товара или оказанной услуги: продажа товаров низшего сорта по цене высшего, продажа фальсифицированных товаров, завышение сложности и объема фактически выполненных работ, оформление обычного заказа как срочного и т.п. 1. Обманом являются:
254
продажа уцененных товаров по ценам, существовавшим до их уценки; закладка в приготовляемые блюда, подлежащие реализации, меньшего количества продуктов, чем предусмотрено нормами; исполнение заказов более низкого качества по цене более высокого.
По ч. 1 ст. 156 наказуем обман, причинивший потребителю "средний" ущерб, т.е. от одной десятой части до одного минимального размера оплаты труда.
По смыслу примечания к ст. 156 преступление окончено с момента причинения реального ущерба потребителю, иными словами - с момента производства с последним расчета, а не с момента обмеривания, обвешивания или совершения иных обманных действий.
Состав преступления - материальный.
Следовательно, пресечение посягательства на стадии совершения обманных действий или при контрольной закупке образует состав покушения на преступление.
Местом совершения преступления являются, как правило, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства. Однако обман возможен в любых других предприятиях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению. Возможен он и при доставке товара или заказа на дом, при оплате ремонта или иной услуги в квартире заказчика1.
В тех случаях, когда предприятия оптовой торговли, базы, склады и т.п. реализуют товары конкретным лицам и допускают при этом обман, они несут ответственность по ст. 156 УК.
Лица, допускающие обман при расчетах с гражданами в железнодорожных кассах, кассах аэрофлота, кинотеатров и театров, водители такси, кондукторы поездов и автобусов, также отвечают по ст. 156 УК2.
Потребителями в смысле ст. 156 УК могут быть только отдельные граждане (население). Если обман совершен в отношении государственных, кооперативных или общественных организаций, являющихся покупателями или заказчиками (например, при продаже товаров хозяйственного назначения учреждениям, продаже продуктов со складов и баз в государственные столовые, кафе и рестораны), с целью создания излишков
255
товаров и их присвоения, содеянное квалифицируется как хищение путем мошенничества (ст. 147 УК).
Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно качества товара или его потребительских свойств и иной обман потребителей при реализации на рынках колхозной или совхозной продукции по поручению колхоза или совхоза образует состав рассматриваемого преступления, равно как и подобный обман фермером или его представителем.
Обман покупателей и заказчиков в коммерческих магазинах, частных предприятиях бытового обслуживания и общественного питания или отдельными гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли или оказания услуг, также образует состав преступления, предусмотренный ст. 156 УК.
Не охватываются данной статьей продажа товаров или выполнение заказа по завышенным ценам с согласия покупателя или заказчика, так как в этом случае отсутствует сам факт обмана как обязательный признак состава. Со стороны должностного лица такие действия квалифицируются как получение взятки по ст. 173 УК (а если имело место вымогательство, то - по ч. 2 ст. 173 УК), а действия потребителей - как дача взятки (ст. 174 УК).
Недолжностные лица, получающие путем вымогательства с покупателя или заказчика вознаграждение за продажу товара или оказание услуги, отвечают по ст. 1562 УК.
С субъективной стороны обман потребителей, как это следует из самого характера преступления, может быть совершен только умышленно и лишь с прямым умыслом. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 1964 г. № 24 "О судебной практике по делам об обмане покупателей" разъяснено, что недопустимо привлечение к уголовной ответственности и осуждение за обманные действия лиц, совершивших неумышленный обсчет, обмеривание или обвешивание (п. 4)1.
Субъектами преступления при обмане потребителей являются работники предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммунального хозяйства и других предприятий, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, независимо от форм собственности, а также граждане-предприниматели в сфере торговли и оказания услуг.
256
По смыслу ст. 156 УК следует, что граждане, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, продающие товары или оказывающие услуги населению и при этом допустившие обман граждан, не могут быть субъектом данного преступления. Они должны нести ответственность по ст. 147 УК.
В качестве субъектов преступления могут выступать и лица, временно выполняющие по поручению администрации предусмотренные в ст. 156 УК функции, хотя и не состоящие в трудовых отношениях с этими предприятиями. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда1 не исключается ответственность за обман граждан и лиц, не состоявших в трудовых отношениях с предприятиями торговли, общественного питания или иного обслуживания населения, но обслуживавших покупателей и заказчиков в этих предприятиях по договоренности с их сотрудниками или администрацией и по сговору с ними совершивших обман покупателей и заказчиков.
Часть 2 ст. 156 УК предусматривает ответственность за обман потребителей при наличии квалифицирующих признаков состава: по предварительному сговору группой лиц либо повторно.
Предварительный сговор имеет место, когда два и более лица договорились о совершении обманных действий до начала их выполнения.
Промежуток времени между сговором и обманом не имеет значения, важно установить, что все эти лица являются соисполнителями преступления.
Повторным признается преступление, совершенное два и более раза.
Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 156 УК, совершенные организованной группой либо лицом, ранее судимым за обман потребителей, или в крупном размере, квалифицируются по ч. 3 ст. 156 УК.
При этом обманом потребителей в крупном размере признается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме не менее одного минимального размера оплаты труда на день совершения преступления (т.е. в размере одного минимального размера оплаты труда и более).
При выяснении вопроса о наличии предыдущей судимости следует учитывать лишь непогашенную или не снятую судимость.
Обман потребителей в небольшом размере, но совершенный
257
повторно в течение года при условии наложения административного взыскания за такое же нарушение, образует состав преступления, предусмотренный ч. 4 ст. 156 УК.
Годичный срок исчисляется со дня окончания исполнения взыскания (ст. 39 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) .
Небольшим размером обмана является обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, не превышающей одной десятой части минимального размера оплаты труда.
Получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения (ст. 1562 УК). Объектом преступления, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения, определяющие порядок функционирования предприятий торговли, общественного питания, бытового, коммунального, медицинского, культурного и иного обслуживания населения.
Дополнительным непосредственным объектом выступают материальные интересы граждан.
Предмет преступления составляет незаконное вознаграждение - выгода имущественного характера, получаемая сверх установленной платы за проделанную работу или оказанную услугу в виде денег, промышленных товаров, продуктов и иных ценностей.
С объективной стороны преступление заключается в получении работником предприятия, учреждения или организации путем вымогательства незаконного вознаграждения от гражданина за выполнение работы или оказание услуги, входящих в круг служебных обязанностей такого работника.
Существенным для установления объективной стороны преступления является выяснение того, входило ли выполнение работы или оказание услуги, в связи с которыми было получено незаконное вознаграждение, в круг служебных обязанностей субъекта преступления. Обязанности регламентируются нормативными актами, трудовыми соглашениями, правилами работы конкретного предприятия обслуживания, приказами, устными или письменными распоряжениями. При этом не имеет значения, постоянно или временно работник выполнял свои обязанности. По содержанию это должны быть работы или услуги в названных предприятиях и учреждениях, связанные непосредственно с обслуживанием населения.
Под иным обслуживанием, о котором сказано в законе, понимается выполнение работы или оказание услуги лицом, работающим в учреждении или организации, где осуществляются любые виды обслуживания населения (например, санаторно-курортное,
258
культурное, спортивное, почтовое обслуживание, обслуживание в сфере государственного страхования, детских дошкольных учреждений) 1.
При этом, по нашему мнению, не имеет значения, к сфере государственной, кооперативной или частной собственности относятся данные предприятия и учреждения. Однако если на выполняемые работы или оказываемые услуги имеются договорные цены, состав преступления отсутствует, поскольку необходимый признак данного деяния - вымогательство незаконного вознаграждения.
Под вымогательством понимается не только прямо выраженное требование работника, занятого в сфере обслуживания населения, об уплате гражданином определенного вознаграждения за выполнение определенной работы или оказание конкретной услуги, которые входят в круг служебных обязанностей этого работника, но и умышленное поставление гражданина в такие условия, при которых он вынужден уплатить незаконное вознаграждение для предотвращения вредных последствий его законным интересам 2.
Преступление считается оконченным с момента получения хотя бы части незаконного вознаграждения. Данное посягательство имеет формальный состав.
Требование работником сферы обслуживания незаконного вознаграждения путем вымогательства образует покушение на преступление.
Субъективную сторону преступления составляет прямой умысел. Лицо сознает, что незаконно обогащается за счет граждан путем вымогательства, и желает этого. Мотивы и цели - корыстные.
Субъектом преступления могут быть лишь недолжностные лица сферы обслуживания, достигшие 16 лет, в обязанности которых входит непосредственное обслуживание населения: водители такси, работники торговли, общественного питания, ателье, мастерских, автотехнических предприятий, вокзалов, кладбищ, почты, моргов, бюро ритуальных услуг, страхования, гостиниц и т.д. Чаще всего к ответственности привлекаются водители такси, продавцы, швейцары и официанты, мастера ателье и мастерских, рабочие по перевозке багажа, медицинский персонал.
259
Вымогательство должностными лицами незаконного вознаграждения за деяния, которые они могут или должны были совершить с использованием своего служебного положения, образует состав вымогательства взятки (ч. 2 ст. 173 УК).
Часть 2 ст. 1562 УК предусматривает квалифицированный состав преступления: вымогательство незаконного вознаграждения неоднократно или в крупном размере.
Согласно ст. 1562, "под неоднократным получением незаконного вознаграждения следует понимать совершение деяния не менее двух раз, если при этом по первому деянию не истекли предусмотренные законом сроки давности привлечения к уголовной ответственности" 1. Крупным размером вознаграждения, на наш взгляд, следует считать вознаграждение на сумму не менее двух минимальных размеров оплаты труда.
Незаконный отпуск бензина или других горюче-смазочных материалов (ст. 1564 УК). В период перехода народного хозяйства к рыночной экономике важной задачей рационального хозяйствования является необходимость экономного расходования горючего и смазочных масел (ГСМ), искоренения их потерь, усиление контроля за использованием, привлечение к ответственности лиц, допускающих разбазаривание и расхищение ГСМ.
Незаконный отпуск ГСМ нарушает порядок их распределения между предприятиями, учреждениями и организациями, создает условия для хищения и спекуляции бензином и маслами, искусственно образует дефицит горючего. Такие действия в своей массе способны причинить вред нормальному функционированию народного хозяйства, страдает от них и население. Отсюда следует, что объектом незаконного отпуска бензина и других ГСМ являются общественные отношения по обеспечению отраслей народного хозяйства и населения горюче-смазочными материалами.
Предметом преступления закон называет бензин и другие ГСМ, предназначенные для использования в транспортных средствах с двигателями внутреннего сгорания и принадлежащие государственным или общественным предприятиям, учреждениям и организациям.
Под ГСМ, помимо бензина любых марок, понимаются дизельное топливо, сжиженный углеводород и другое газовое топливо, трансмиссионные масла, смазочные вещества (автол, солидол, литол и др.) и иные виды горючего и технических масел. Качество и сортность ГСМ для наличия состава
260
преступления значения не имеют, важно, чтобы они были пригодны для использования.
В ст. 1564 УК говорится только о бензине и других ГСМ. Поэтому отпуск талонов или иных форм расчетов, дающих право на получение ГСМ, не образует состава данного преступления. Изъятие и отчуждение надлежащим образом оформленных талонов лицами, в ведении которых они находятся, либо иными лицами образуют состав хищения чужого имущества 1. Незаконная передача иным лицам ГСМ и талонов должностными лицами с использованием своего служебного положения, причинившая существенный вред при отсутствии признаков хищения, квалифицируется как должностное злоупотребление по ст. 170 УК. Также следует квалифицировать, по нашему мнению, и подобные действия с кредитными картами на ГСМ.
С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 1564 УК, выражается в незаконном отпуске бензина и других ГСМ, принадлежащих государственным или общественным организациям, предприятиям и учреждениям, при отсутствии признаков хищения. Уголовная ответственность наступает, если это деяние совершено лицом, ранее подвергавшимся административному взысканию за такое же нарушение.
Под отпуском понимается передача ГСМ из одних предприятий, организаций, учреждений в другие либо отдельным гражданам.
Диспозиция ст. 1564 УК - бланкетная, поэтому для определения признаков состава преступления необходимо обратиться к подзаконным нормативным актам, регламентирующим порядок получения, отпуска, хранения и учета горючего и смазочных масел. Так, отпуск горючего и технических масел на автозаправочных станциях (АЗС) регулируется Правилами технической эксплуатации стационарных и передвижных АЗС, утвержденными Госкомнефтепродуктом Российской Федерации 15 апреля 1981 г., Инструкцией "О порядке приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов на АЗС", Инструкцией "О порядке учета талонов на нефтепродукты и отпуска нефтепродуктов по талонам" и др.
Отпуск бензина и других ГСМ для автотранспорта, принадлежавшего государственным и общественным предприятиям и организациям, производится на стационарных или передвижных АЗС по талонам единого государственного фонда, кредитным картам или за наличный расчет, а собственникам
261
иного транспорта, в том числе индивидуального, - за наличный расчет 1.
Транспортные средства государственных, общественных предприятий, учреждений и организаций могут заправляться топливом и снабжаться техническими маслами на ведомственных автозаправочных пунктах (АЗП), принадлежащих различным министерствам и ведомствам, спортивным организациям, колхозам, совхозам и др.
Выдача фондов на ГСМ предприятиям, учреждениям и организациям строго лимитируется и определяется объемом перевозок, устанавливаемым вышестоящими организациями либо ведомствами.
Незаконной выдача нефтепродуктов является при условии, что при этом были нарушены порядок и правила снабжения ГСМ получателей.
Анализ относительно небольшого количества уголовных дел, возбужденных по ст. 1564 УК, показывает, что наиболее типичные формы нарушения правил отпуска ГСМ следующие:
- 1) отпуск горючего частным лицам по талонам государственных или общественных предприятий, учреждений и организаций;
- 2) отпуск бензина водителям государственного или общественного транспорта, использующим талоны со штампом иных (не своих) организаций;
- 3) отпуск ГСМ по талонам, срок действия которых истек, либо по недействительным талонам (погашенным, исправленным и т.п.);
- 4) отпуск водителям государственного или общественного транспорта нефтепродуктов в тару (такой отпуск разрешен лишь при заправке автомашин, груженных взрывоопасными или горючими веществами);
- 5) отпуск бензина и других ГСМ в больших количествах, чем это предусмотрено установленными нормативами и решениями соответствующих органов.
В последнее время участились такие случаи, как продажа по повышенной цене ГСМ вне очереди автовладельцам с их согласия с присвоением разницы между стоимостью нефтепродуктов и полученным от автовладельца работниками АЗС.
В юридической литературе высказано мнение, что по ст. 1564 УК может квалифицироваться использование указанных
262
в законе ГСМ в личных интересах, например для заправки собственных автомашин и мотоциклов1. Представляется, что в этом случае вопрос решается не столь однозначно, поскольку может иметь место как незаконный отпуск ГСМ, так и хищение. По указанной статье может квалифицироваться лишь продажа частным лицам бензина и других нефтепродуктов без цели хищения вырученных сумм в АЗП или АЗС, где такая продажа запрещена, либо выдача их по оплаченным, но недействительным талонам рыночного фонда. Иное же безвозмездное изъятие ГСМ из государственных фондов (например, присвоение или выдача без оплаты другим лицам) есть не что иное, как хищение государственного имущества. Такой вывод следует из самого текста закона, где подчеркивается, что состав рассматриваемого преступления имеет место при отсутствии признаков хищения. Ошибочна, на наш взгляд, также практика применения ст. 1564 УК при умышленном отпуске горючего частным лицам по талонам или кредитным картам, предназначенным для выдачи горючего водителям государственного или общественного транспорта. Выдача ГСМ частным лицам по таким талонам - одна из форм изъятия и безвозмездной (поскольку частное лицо талоны государству не оплачивает) передачи государственного и общественного имущества с корыстной целью. При этом и приобретатель горючего, и лицо, выдающее его, выступают соисполнителями хищения. Если же работник АЗС не сознавал, что горючее получает водитель индивидуального транспорта для своих личных нулсд (не видел какой автомобиль заправляется, был введен в заблуждение относительно его принадлежности), то состав преступления в его действиях вообще отсутствует.
Оконченным преступление, предусмотренное ст. 1564 УК, признается с момента фактического выхода бензина или других ГСМ из владения АЗС, АЗП или других государственных или общественных организаций. Обязательным признаком состава является наличие административной преюдиции. Уголовная ответственность наступает лишь при условии, если лицо, незаконно отпустившее нефтепродукты, ранее подвергалось за такое же деяние административному взысканию и со дня окончания его исполнения не истек годичный срок (ст. 39 КоАП). Если виновный за первое нарушение подвергался не административному, а иному взысканию (дисциплинарному,
263
общественному), уголовная ответственность при последующем совершении такого нарушения наступить не может.
По ст. 1564 УК наказуем только отпуск ГСМ. Приобретение же их с нарушением правил, но без признаков хищения, не образует состава рассматриваемого преступления.
Приобретение владельцами индивидуального транспортного горючего, заведомо похищенного из государственных или общественных организаций (например, у водителей транспортных средств, принадлежащих таким организациям или предприятиям), при наличии признаков преступления квалифицируется по ст. 208 УК.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что отпускает ГСМ с нарушением действующих правил предприятиям, учреждениям либо частным лицам, понимает, что совершает эти действия после наложения за такое же нарушение административного взыскания, и тем не менее желает совершить их.
Субъект преступления - материально ответственные работники, управомоченные отпускать бензин или другие ГСМ на АЗС, АЗП или в других государственных или общественных организациях.
Часть 2 ст. 1564 УК предусматривает ответственность лиц, ранее судимых за незаконный отпуск ГСМ, если судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке.
Нарушение правил торговли (ст. 1565 УК). Объект преступления - общественные отношения, определяющие хозяйственную деятельность предприятий, организаций и граждан - предпринимателей, занимающихся торговлей.
Предметом рассматриваемого преступления являются товары, находящиеся на складах, базах, магазинах, киосках, ларьках и иных предприятиях (организациях) торговли, общественного питания, кооперации, независимо от форм собственности, а равно у граждан-предпринимателей.
С объективной стороны нарушение правил торговли выражается в продаже указанных товаров в нарушение установленных правил их реализации; в незаконной торговле товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена (например, оружие, боеприпасы, яды, лекарственные препараты); продаже товаров, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке или в нарушение санитарных правил; продаже товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или
264
продавце; продаже без применения контрольно-кассовых машин.
Нарушение правил торговли признается преступлением, если виновный ранее подвергался мерам административного взыскания за любое из перечисленных деяний и с момента его исполнения не истек годичный срок давности.
Бланкетная диспозиция рассматриваемой статьи предопределяет необходимость изучения соответствующих правил торговли, продажи товаров и нормативных актов, содержащих требования к качеству и оформлению товаров.
Эти правила и нормы содержатся в Основных правилах торговли 1, Законе Российской Федерации о защите прав потребителей 2, Законе Российской Федерации о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест нахождения товаров 3(ст. ст. 4, 5, 22, 24, 30) и в некоторых других актах.
Так, Основными правилами торговли предусматривается, что товары в торговых предприятиях должны продаваться населению только в торговых залах и помещениях и в установленное время.
Указом Президента Российской Федерации от 11 июня 1993 г. "О восстановлении государственной монополия на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции" запрещается продажа алкогольной продукции с рук, а также в необорудованных и не приспособленных для хранения и реализации такой продукции помещениях 4.
Требования к качеству товаров, их безопасности для жизни и здоровья граждан изложены выше при рассмотрении ст. 157 УК.
Окончено преступление с момента совершения хотя бы одного из указанных нарушений. Состав преступления - формальный.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что продает товары с нарушением действующих правил торговли, и желает эти действия совершить.
265
О прямом умысле свидетельствует наличие административной преюдиции.
Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 1565 УК, является достигшее 16 лет недолжностное лицо (продавец) торгового предприятия (организации) или лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя, занимающееся торговлей, достигшее того же возраста.
Часть 2 ст. 1565 УК предусматривает ответственность за действия, предусмотренные ч. 1, но совершенные должностным лицом предприятия или организации государственной торговли с использованием своего служебного положения после наложения на него административного взыскания за одно из этих нарушений.
Поскольку данное преступление представляет собой специальный вид злоупотребления властью или служебным положением (ст. 170 УК), совершенного в сфере торговли, то дополнительной квалификации по ст. 170 УК в силу конкуренции норм не требуется.
Продажа товаров на предприятиях и в организациях, осуществляющих торговлю, независимо от форм собственности, а также гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, в нарушение установленных правил реализации товаров, совершенная лицом, ранее судимым за нарушение правил торговли, за обман потребителей, за нарушение государственной дисциплины цен, за незаконное повышение или поддержание цен, за незаконное предпринимательство в сфере торговли, за продажу товаров, не отвечающих требованиям безопасности, образует состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 1565 УК.
При этом следует иметь в виду, что нарушения правил торговли, допущенные лицом, ранее судимым за выпуск товаров или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 157 УК), по смыслу закона не образует преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 1565 УК.
Нарушение государственной дисциплины цен (ст. 1566 УК). Объект преступления - общественные отношения в области ценообразования (основной) и материальные интересы граждан (дополнительный).
Объективная сторона преступления состоит в завышении государственных регулируемых цен или тарифов на продукцию, товары, услуги, предельных цен (тарифов), установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), нарушении порядка декларирования цен и тарифов или ином нарушении государственной дисциплины цен.
Перечень нарушений в ст. 1566 УК - примерный, однако
266
в соответствии с указанием закона к нему не относятся деяния, предусмотренные ст.ст. 1543 и 156 УК. Рассматриваемая статья является специальной по отношению к ст. 1543 УК и ст. 156 УК, поскольку с наибольшей полнотой описывает случаи нарушения государственной дисциплины цен.
Для привлечения виновного к уголовной ответственности необходимо, чтобы он совершил хотя бы одно из указанных ст. 1566 УК деяний после наложения административного взыскания за такие же нарушения. С момента совершения повторного нарушения преступление считается оконченным. Состав его - формальный.
Цена - это денежное выражение стоимости товара, услуги или продукции. Цены складываются стихийно и колеблются вокруг стоимости (в простом товарном производстве) или вокруг цены производства в зависимости от спроса и предложения.
В переходный период наше государство в интересах граждан и стабилизации экономики вынуждено вмешиваться в процесс формирования цен, "отпуская" их постепенно.
Статья 22 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности 1 предусматривает, что в соответствии с антимонопольным законодательством государство имеет право регулировать цены на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
Устанавливаются государственные цены на отдельные виды товаров, предельно допустимые наценки, закупочные цены (например, на продукцию сельского хозяйства), тарифы на грузовые и пассажирские перевозки, на пользование телефонной сетью, электричеством, газом, при продаже горючесмазочных веществ и т.д.
Различие между понятиями "продукция" и "товар" представляется в рассматриваемой статье условным. Первое - более широкое по смыслу и охватывает не только товар как продукт производства, но и, например, сырье, энергоносители (уголь, нефть, газ, электричество и пр.), полуфабрикаты, комплектующие изделия и прочие материальные ресурсы труда.
В свою очередь продаваемое потребителю сырье, полуфабрикаты, запасные части, комплектующие и прочие продукты, выступающие в данном конкретном случае как предметы завершенного производства, также можно с полным основанием назвать товаром.
267
С субъективной стороны преступление характеризуется только умышленной виной. Вид умысла - прямой. Лицо сознает, что, завышая цены, тем самым нарушает установленный государством порядок ценообразования (дисциплину цен), и желает это сделать.
Мотив, как правило (но не обязательно), - корыстный. Ряд поставщиков, предприятий, организаций - перевозчиков и других хозяйствующих субъектов находятся на грани банкротства или испытывают серьезные хозяйственные затруднения и завышают государственные цены, дабы избежать краха.
Субъект - лицо, достигшее 16-летнего возраста. Представляется, что если завышение государственных цен производится должностным лицом с использованием своего служебного положения, то преступление приобретает черты специального должностного преступления и дополнительной квалификации по ст. 170 УК не требуется.
Продажа, скупка, обмен шкурок пушных зверей (ст. 1661 УК). Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 1661 УК, состоит в том, что в результате его совершения сокращается поступление в доход государства ценной пушнины и соответственно рублевой массы и иностранной валюты. Кроме того, незаконные сделки с мехами подталкивают к совершению браконьерства, являются средством наживы как для охотников, уклоняющихся от сдачи шкурок ценных пушных зверей, так и для лиц, скупающих, перерабатывающих и перепродающих такие шкурки.
Объект преступления - общественные отношения, определяющие монополию государства на обладание шкурками ценных пушных зверей и совершение с ними сделок. В данном случае отношениям в области использования богатств природы ущерба не причиняется, поэтому рассматриваемое преступление не относится к экологическим.
Предмет преступления - не имеющие государственного клейма (штампа) шкурки ценных видов пушных зверей, добытые охотой. Перечень видов ценных пушных зверей, шкурки которых подлежат обязательной сдаче государству, приведен в постановлении Совета Министров Российской Федерации от 23 февраля 1973 г. "О дополнительных мерах по усилению борьбы с нарушениями правил охоты" с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Российской Федерации от 26 декабря 1974 г. № 66 1. К числу таких зверей относятся: соболь, куница, выдра, норка, колонок, горностай, выхухоль, бобр, песец, ондатра, белка и красная лисица
268
(последняя лишь в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях).
Не имеет значения, выделаны или не выделаны утаиваемые от государства шкурки.
Отсутствие на шкурках государственного клейма (штампа) является обязательным условием отнесения их к предмету преступления. В соответствии со ст. 25 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР 1 обработку и переработку пушнины осуществляют только государственные и кооперативные организации, которым предоставлено право производства таких работ и которые ставят на шкурки государственное клеймо. Отсутствие такового означает, что пушнина в нарушение закона не была сдана заготовительным организациям (либо была похищена оттуда до проставления на ней клейма). Не противоречит это запрещение и Закону Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности", согласно которому предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые запрещены соответствующими законодательными актами.
С объективной стороны действия виновного состоят:
- 1) в продаже неклейменных шкурок частным лицам или представителям государственных, кооперативных или общественных организаций;
- 2) в скупке неклейменных шкурок частными лицами или работниками государственных, кооперативных и общественных организаций, в том числе заготовительных организаций, которым такие действия не разрешены;
- 3) в обмене неклейменных шкурок ценных пушных зверей на другие товары, изделия, продукты питания и прочее.
Ответственность по ст. 1661 УК наступает лишь после повторного в течение года совершения указанных действий при условии, что за первое нарушение виновный привлекался к ответственности в административном порядке. При этом количество проданных, скупленных, обмененных шкурок, а также количество совершенных после наложения административного взыскания сделок на квалификацию преступления не влияет, но учитывается при решении вопросов уголовной ответственности и наказания.
Преступление считается оконченным с момента совершения
269
хотя бы одной из сделок, указанных в ст. 1661 УК, после применения административного взыскания за предыдущее нарушение. Состав преступления - формальный.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом и, как правило, с целью обогащения либо последующего изготовления меховых изделий для собственного потребления. При этом виновный сознает, что совершает незаконные сделки со шкурками ценных видов пушных зверей, подлежащих обязательной сдаче государству, и желает их совершить.
Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет. К ним относятся охотники, добывшие пушного зверя (если зверь добыт незаконно, указанные лица при наличии признаков состава преступления привлекаются также по ст. 166 УК за незаконную охоту по совокупности); лица, получившие каким-либо образом в свое обладание шкурки ценных видов пушных зверей, а затем продающие или обменивающие их; лица, скупившие шкурки.
Если лицо скупает, а затем перепродает с целью наживы неклейменные шкурки (естественно, при этом на них не установлены государственные розничные цены и они не могут продаваться в предприятиях торговли), состав спекуляции отсутствует (ранее имел место).
Если лицо скупает шкурки с целью последующего изготовления из них меховых изделий (шапок, манто, шуб и др.) на продажу, то при наличии признаков состава его действия, помимо ст. 1661 УК, квалифицируются по ст. 1624 УК как незаконное предпринимательство.
Нарушение таможенного законодательства Российской Федерации (ст. 1691 УК). Нарушением таможенного законодательства признается перемещение в крупных размерах через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в ст. 78 УК, совершенное помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Общественная опасность преступления заключается в том, что оно наносит экономический вред государству, поскольку в бюджет не поступают таможенные платежи; нарушает порядок формирования внутреннего рынка и его связей с мировым рынком; позволяет незаконно обогащаться отдельным гражданам.
Объектом посягательства являются общественные отношения
270
в сфере торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком или рынками других стран.
Предмет преступления характеризуется как товары и иные предметы, не изъятые из гражданского оборота. Товары обозначены в ст. 18 Таможенного кодекса Российской Федерации как любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, тепловая и иные виды энергий, транспортные средства, за исключением таких, которые используются при международных перевозках пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. К товарам относятся, в частности, промышленные и продовольственные изделия, охотничье оружие, культурные ценности, медикаменты, сырьевые ресурсы нестратегического характера, машины, оборудование.
Незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации имущества или предметов, изъятых из гражданского оборота (наркотических, взрывчатых, сильнодействующих, отравляющих, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, а также иных предметов и материалов, указанных в ст. 78 УК), образует состав уголовно наказуемой контрабанды.
Нарушение таможенного законодательства может быть преступлением либо административным проступком. Преступлением оно признается лишь при наличии признаков, указанных в ст. 1691 УК.
Объективная сторона нарушения таможенного законодательства выражается в четырех формах преступного перемещения товаров или иных предметов:
а) Помимо таможенного контроля.
Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного и иного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. Для целей осуществления таможенного контроля создаются зоны таможенного контроля вдоль таможенной границы Российской Федерации, в местах таможенного оформления, в местах нахождения таможенных органов и в иных местах, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу и через границы таможенных зон допускается только с разрешения таможенных органов и под их контролем.
271
б) С сокрытием от таможенного контроля. Таможенный контроль осуществляется в следующих формах:
- путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
- таможенного досмотра товаров, транспортных средств и физических лиц;
- проверки системы учета и отчетности;
- в других формах, предусмотренных Таможенным кодексом.
Сокрытие товаров и иных предметов может быть произведено в тайниках. Под тайником понимаются оборудованные или специально приспособленные для сокрытия хранилища, конструктивные емкости. Оборудование и приспособление означает привнесение различных изменений в уже имеющиеся емкости, при которых они становятся пригодными для тайного провоза контрабанды.
в) С обманным использованием таможенных документов или средств таможенной идентификации.
К таможенным документам относятся документы на товары и иные предметы, которые выдают таможенные органы: накладные, багажные списки, вагонные листы, протоколы задержания предметов контрабанды, таможенные лицензии, разрешения на транзитные перевозки, акты и др.
Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, составления чертежей, масштабных изображений, изготовления фотографий и иллюстраций. К средствам таможенной идентификации относятся также образцы и пробы товаров, сертификаты и иные документы, удостоверяющие количество, качество, комплектность предмета идентификации, товаросопроводительная документация, технические средства, используемые при осуществлении таможенного контроля.
Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Об изменении или уничтожении идентификационного средства при этом должно быть немедленно сообщено таможенному органу и представлены доказательства существования угрозы. Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации понимается либо полная их подделка, либо прикрытие действительными документами или средствами идентификации других товаров.
272
г) С недекларированием или недостоверным декларированием. Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Товары декларируются таможенному органу, в котором производится их таможенное оформление. Сроки и порядок представления декларации указаны в ст. ст. 171 - 179 Таможенною кодекса.
Под недостоверным декларированием понимается подача декларации с неточными сведениями о перемещаемом товаре или ином предмете.
Обязательным признаком объективной стороны преступления является крупный размер стоимости перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров либо иных предметов. Таковым считается стоимость, превышающая 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных действующим законодательством на момент совершения преступления.
Окончено преступление с момента перемещения товара или иного предмета через таможенную границу. Состав преступления - формальный.
Под таможенной границей понимаются пределы таможенной территории Российской Федерации и периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Таможенную территорию составляет сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, находящиеся в морской исключительной зоне Российской Федерации искусственные острова, сооружения и установки, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
На территории Российской Федерации могут находиться таможенные зоны и свободные склады. Их территории рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации. Следовательно, незаконное перемещение товаров с таможенной территории России на территорию таких зон и складов, хотя бы и находящихся в пределах Российской Федерации, образует состав оконченного преступления.
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Лицо сознает, что перемещает через таможенную границу товары или иные предметы помимо таможенных органов или с сокрытием от них, либо обманным путем или без декларации, либо с включением в нее ложных сведений, и желает эти деяния совершить. Мотивы и цели не являются (обязательным признаком состава и не влияют на
273
квалификацию преступления, однако могут учитываться судом при назначении наказания.
Субъект преступления - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства, достигшие 16 лет.
Квалифицированный состав преступления по части второй ст. 1691 УК образуют те же действия, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля.
Должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил при совокупности двух условий: должностного положения лица и использования ими своих полномочий для незаконного перемещения товаров. К ним относятся должностные лица таможенных органов, погранвойск, иных воинских формирований, дипломатических представительств, сотрудники органов внутренних дел, федеральной службы контрразведки и др.
Освобождается от таможенного досмотра личный багаж главы дипломатического представительства иностранного государства, членов дипломатического персонала представительства, а также проживающих вместе с ними членов их семей, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит товары, не предназначенные для личного пользования, или иные товары, ввоз и вывоз которых запрещен.
Ряд таможенных льгот предоставляется сотрудникам административно-технического персонала дипломатических представительств иностранных государств; обслуживающему персоналу (на основе специального соглашения между государствами); консульским представителям и членам их семей; дипломатическим курьерам; представителям и членам делегаций иностранных государств; международным межправительственным организациям и представительствам иностранных государств при них; персоналу этих организаций и представительств; членам дипломатического персонала, консульским должностным лицам, представителям иностранных государств и членам делегаций, следующим транзитом через таможенную территорию Российской Федерации.
Не подлежат ни вскрытию, ни задержанию дипломатическая почта и консульская вализа. При наличии оснований полагать, что в консульской вализе содержится не только официальная
274
корреспонденция и документы, таможенный орган вправе потребовать ее вскрытия, а в случае отказа вализа возвращается в место отправления.
Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Российской Федерации и следующих с ним членов его семьи. Личный багаж депутатов Федерального Собрания Российской Федерации и членов Правительства Российской Федерации освобождается от таможенного досмотра, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.
Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли, боевые и военно-транспортные воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом.
Председатель Государственного таможенного комитета или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам России (ст. 188 Таможенного кодекса).
Часть третья ст. 1691 УК предусматривает ответственность за действия, предусмотренные частями первой или второй данной статьи, совершенные лицом, ранее судимым за нарушение таможенных правил или за контрабанду, либо организованной группой.
275
1
См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924 - 1977. Ч. 2. М., 1978. С. 228.
1
См.: Комментарий к УК РСФСР. М., 1984. С. 315.
2
Ранее ст. 156 УК содержала исчерпывающий перечень мест, где могли" быть совершено данное преступление, а обман за пределами этих мест квалифицировался по ст. 147 УК как мошенничество.
1
См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР. 1961 - 1983. М., 1984. С. 206.
1
См.: Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР. 1961 - 1983. С 226.
1
См. постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 5 октября 1982 г. № 4 "О судебной практике по делам о получении незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения, и о нарушении правил торговли" // Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1982. № 12. С. 4 - 7.
2
См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981. № 38. Ст. 1305.
1
Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981. № 33. Ст. 1305.
1
См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1982. № 2. С. 7.
1
Правительством принималось решение о переводе всех видов транспорта на обслуживание ГСМ за наличный расчет, однако пока в регионах действуют различные формы расчетов.
1
См.:
Ворошилин Е.В.,
Здравомыслов Б.В.,
Кладков А.В. Новое советское уголовное законодательство. Особенная часть. М., 1985. С. 38.
1
См.: Основные правила торговли. М., 1984. С. 89 - 108.
2
См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 766.
3
См: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 42. Ст. 2322.
4
См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 24. Ст. 2245, а также постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. "О мерах по восстановлению государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 1. Ст. 21.
1
См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР и Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.
1
СП РСФСР. 1973. № 9. Ст. 34; 1975. № 1. Ст. 6; 1994. № 9. Ст. 34.
1
СП РСФСР. 1960. № 34. Ст. 164; 1977. № 16. Ст. 163; 1988. № 5. Ст. 16; 1992. № 20. Ст. 1664; 1993. № 26. Ст. 2429; 1994. № 3. Ст. 221.