§ 2. Преступления против
политических прав граждан

В числе конституционных прав граждан важное место занимают избирательные права. Их охране посвящены три статьи действующего УК.

Воспрепятствование осуществлению избирательного права и осуществлению полномочий доверенных лиц (ст. 132 УК). В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных судом недееспособными, а также отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда. В ходе подготовки к выборам гражданам гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты или в Президенты Российской Федерации, а также право вести агитацию за или против кандидата на собраниях, в печати, по телевидению, радио. Нарушение этих прав рассматривается как уголовно-наказуемое деяние.

Объектом данного преступления являются избирательные права в той их части, которая гарантирует свободное участие в выборах и в предвыборной агитации.

Объективная сторона преступления характеризуется активными действиями, заключающимися в воспрепятствовании свободному осуществлению гражданами России их конституционного права избирать или быть избранным депутатом или Президентом Российской Федерации, вести предвыборную агитацию, а также в воспрепятствовании осуществлению доверенными лицами кандидатов в депутаты или кандидатов в Президенты Российской Федерации их полномочий.

Обязательное условие уголовной ответственности - совершение описанного деяния любым из перечисленных в диспозиции ст. 132 УК способов: с применением насилия, обмана, угрозы или подкупа.

Насилие в смысле данного состава означает любое физическое воздействие - удержание, побои, причинение телесных повреждений.

Но если умышленно причинены тяжкие телесные повреждения, то деяние требует дополнительной квалификации по ст. 108 УК.

Обман может иметь самое различное содержание, он может касаться личности кандидата, места или времени проведения собрания, митинга и т.д., а также других фактических обстоятельств, знание которых необходимо для свободного

212

участия гражданина в предвыборной кампании или в самих выборах,,

Угроза также может быть различной, виновный угрожает или физической расправой, или истреблением имущества, или разглашением порочащих сведений или иными неблагоприятными для гражданина последствиями.

Подкуп означает предоставление или обещание имущественных выгод за неучастие гражданина в предвыборной кампании или в выборах.

Состав рассматриваемого преступления - формальный, оно признается оконченным с момента совершения действий, описанных в диспозиции уголовно-правовой нормы.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что препятствует гражданину осуществить его право избирать, или быть избранным депутатом или Президентом Российской Федерации, либо вести предвыборную агитацию либо что он препятствует осуществлению полномочий доверенных лиц кандидатов в депутаты или кандидатов в Президенты Российской Федерации, и желает помешать осуществлению указанных прав или полномочий с применением насилия, обмана, угрозы или подкупа. Цели и мотивы преступления не имеют значения для квалификации деяния.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Подлог избирательных документов или неправильный подсчет голосов (ст. 133 УК). Голосование на выборах депутатов Федерального Собрания и иных представительных органов (то же касается и Президента Российской Федерации) является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается, Нарушение этого конституционного положения, а также искажение результатов голосования представляет собой грубое посягательство на политические права граждан.

Объект преступления - избирательные права граждан в той их части, которая обеспечивает тайну голосования и правильное установление воли голосующих путем подведения итогов голосования.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется активными действиями следующего содержания: а) подлог избирательных документов, б) заведомо неправильный подсчет голосов, в) неправильное установление результатов выборов, г) нарушение тайны голосования.

Подлог избирательных документов означает внесение заведомо ложных сведений в избирательные документы (избирательные бюллетени, списки избирателей, удостоверение на

213

право голосования и т.д.). Подлог избирательных документов искажает действительную волю избирателей и тем самым - результаты голосования.

Заведомо неправильный подсчет голосов означает сознательное занижение или, наоборот, завышение числа голосов, поданных в пользу кого-то из кандидатов.

Неправильное установление результатов выборов может заключаться в том, что вопреки закону выборы объявляются недействительными либо, наоборот, действительными, в том, что вопреки закону и порядку проведения выборов тот или иной кандидат объявляется избранным либо, наоборот, неизбранным и т.п.

Нарушение тайны голосования означает намеренное создание таких условий, при которых волеизъявление голосующих можно контролировать. Практически подобные действия могут означать присутствие посторонних лиц при заполнении избирательного бюллетеня, оборудование средств подсматривания в кабинах для голосования, выдача нумерованных бюллетеней, соответствующих номерам в списках избирателей и т.д.

Состав преступления - формальный, оно признается оконченным с момента совершения любого из описанных в диспозиции действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает фактическое содержание совершаемых действий (подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, неправильное установление результатов выборов, нарушение тайны голосования) и их общественную опасность и желает совершить эти действия. Мотивы и цели преступления на квалификацию не влияют.

Субъект данного преступления - специальный. Им может быть только член избирательной комиссии или другое должностное лицо. Следовательно, данное преступление представляет специальный вид должностного. Однако ст. 133 УК подразумевает тех должностных лиц, которые имеют прямое или косвенное отношение к проведению выборов. К ним можно отнести, например, командиров воинских частей, поскольку они подписывают списки избирателей-военнослужащих, капитанов судов, находящихся в плавании в день проведения выборов, так как они также подписывают списки избирателей, голосующих на судне. Субъектом преступления может быть также член вышестоящей избирательной комиссии, должностное лицо органа власти, составляющего списки избирателей, и т.п.

214

Нарушение законодательства о референдуме (ст. 1331 УК). В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Принятый 16 октября 1990 г. Закон о референдуме РСФСР регламентирует все стороны проведения референдума. Согласно ст. 3 этого Закона, граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме свободное. В соответствии со ст. 2 Закона запрещаются какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме. Наиболее грубые посягательства на это право образуют состав рассматриваемого преступления.

Объект рассматриваемого преступления - избирательные права граждан в той их части, которая обеспечивает свободное участие в проведении референдума.

Объективная сторона характеризуется активными действиями, состоящими в воспрепятствовании свободному осуществлению гражданином Российской Федерации или группой граждан права участвовать в референдуме либо права вести агитацию за или против решения вопросов, поставленных на референдум. Обязательным признаком объективной стороны преступления является применение любого из способов, указанных в диспозиции ст. 1331 УК: насилие, обман, угроза или подкуп. Фактическое содержание этих способов тождественно их содержанию при воспрепятствовании осуществлению избирательного права и осуществлению полномочий доверенных лиц (ст. 132 УК).

Состав рассматриваемого преступления формальный. Оно считается оконченным с момента совершения описанных в законе действий независимо от того, удалось ли реально помешать гражданину или группе граждан принять участие в референдуме или от каких-то иных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный сознает, что применением насилия, обмана, угрозы или подкупа препятствует гражданину или группе граждан участвовать в референдуме или вести агитацию в ходе подготовки к нему, и желает этими способами воспрепятствовать гражданину или группе граждан осуществить их конституционное право на участие в референдуме и на проведение агитации во время подготовки к нему. Мотивы и цели преступления на его квалификацию не влияют.

Субъектом данного преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Воспрепятствование осуществлению равноправия женщин (ст. 134 УК). Согласно ст. 19 Конституции Российской

215

Федерации, мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Лица, виновные в нарушении равноправия граждан, в том числе равенства мужчин и женщин, привлекаются к ответственности на основании закона. В частности, таким основанием является ст. 134 УК.

Объект данного преступления - конституционное право женщины участвовать в государственной, общественной или культурной жизни наравне и на одинаковых основаниях с мужчиной.

Объективная сторона выражается в воспрепятствовании женщине принимать наравне с мужчиной участие в государственной, общественной или культурной жизни, если при этом используется насилие или угроза его применения.

Воспрепятствование может выражаться как в активных действиях, так и в бездействии: например в непредоставлении женщине фактической возможности осуществить свое право, но при обязательном условии, чтобы бездействие сопровождалось такими действиями, как насилие или угроза его применения.

Насилие означает все виды физического воздействия: лишение свободы, побои, причинение легких телесных повреждений. Однако умышленное причинение менее тяжких или тяжких телесных повреждений, как более опасные преступления, должны дополнительно квалифицироваться по ст. 109 или ст. 108 УК.

Под угрозой применения насилия понимается выраженное словесно или иным способом обещание применить насилие реально, если женщина не откажется от участия в государственной, общественной или культурной деятельности. Угроза не насилием, а другими невыгодными для женщины последствиями (развод, уничтожение имущества и т.д.), не образует объективной стороны данного преступления.

В юридической литературе высказывалось суждение о том, что в ст. 134 УК речь идет о насилии или угрозе его применения по отношению именно к потерпевшей 1. На наш взгляд, такое толкование закона необоснованно сужает рамки применения анализируемой уголовно-правовой нормы. Насилие или угроза его применения не к женщине, а к ее детям, мужу или родителям может оказаться не менее действенными, чем по отношению к самой женщине.

Описанные в ст. 134 УК действия образуют состав преступления лишь в том случае, если они существенно нарушают

216

равноправие женщины, т.е. ее конституционное право участвовать в государственной, общественной или культурной деятельности наравне с мужчиной. Вопрос о том, было ли нарушение равноправия существенным, решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств.

По своей законодательной конструкции состав рассматриваемого преступления формальный. Оно считается оконченным с момента совершения деяния, соединенного с насилием или угрозой его применения, существенно нарушающего разное с мужчиной право женщины участвовать в государственной, общественной или культурной деятельности, независимо от того, удалось ли виновному добиться предотвращения или прекращения этой деятельности, а также от наступления каких-либо иных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает, что насилием или угрозой его применения препятствует женщине участвовать в государственной, общественной и культурной деятельности и тем самым существенно нарушает равноправие женщины с мужчиной, и желает совершить зти действия. Деяние преследует цель воспрепятствовать женщине участвовать в государственной, общественной или культурной деятельности. Мотивы преступления могут быть различными и не являются обязательным признаком субъективной стороны преступления.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет. Обычно к ним откосятся муж, родители или другие родственники женщины, не желающие, чтобы она отвлекалась от семейных обязанностей. Если субъектом будет должностное лицо, которое при этом использует свое служебное положение, то деяние должно дополнительно квалифицироваться по ст. 170 или ст. 171 УК.

Нарушение законных прав профсоюзов (ст. 137 УК). Статья 30 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан на объединения, в том числе в профессиональные союзы. Поэтому посягательство на деятельность профсоюзов, осуществляемую на основании и в рамках закона, представляет ущемление конституционных прав граждан и обладает высокой степенью общественной опасности.

Объект анализируемого преступления - общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность профсоюзов и их органов.

Объективная сторона характеризуется действиями или бездействием, препятствующими законной деятельности профессиональных союзов и их органов. Действия, препятствующие

217

законной деятельности профсоюзов, могут на практике выражаться в запрещении проводить профсоюзные собрания и другие мероприятия, в принятии решений без согласования с профсоюзными органами, когда такое согласование по закону обязательно, и т.д. Воспрепятствование законной деятельности профсоюзов путем бездействия может быть выражено в непредоставлении помещения для работы профсоюзных органов, в невыполнении обязательств администрации перед профсоюзом, закрепленных в коллективных договорах или вытекающих из закона и т.д.

Состав данного преступления формальный. Оно признается оконченным с момента совершения деяния, препятствующего законной деятельности профсоюзов, независимо от наступления каких-либо конкретных последствий.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом: виновный сознает, что своими действиями или бездействием препятствует законной деятельности профсоюзов и их органов, и желает помешать их законной деятельности. Мотивами могут быть личные побуждения, ложно понятые служебные интересы и т.д. На квалификацию преступления они не влияют. Цель преступления состоит в том, чтобы воспрепятствовать законной деятельности профсоюзов либо их органов.

Субъектом может быть лицо, достигшее возраста 16 лет. Мнение о том, что им может быть только должностное лицо 1, не основано на законе, хотя на практике это преступление чаще всего совершается должностными лицами, представляющими администрацию предприятия, отраслевые ведомства либо органы власти.

Преследование граждан за критику (ст. 1391 УК). Конституция Российской Федерации предоставляет всем гражданам право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), а также гарантирует каждому свободу мысли и слова; никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них (ст. 20). Поэтому любой гражданин имеет право на свободное выражение своего критического мнения о работе тех или иных органов и должностных лиц, а также на подачу в установленном порядке жалоб, заявлений и предложений об улучшении работы органов и должностных лиц. Запрещенное законом преследование за критику означает посягательство на конституционные права граждан.

218

Объект рассматриваемого преступления - конституционное право гражданина выражать свое мнение, критиковать работу различных органов и должностных лиц, подавать в установленном порядке жалобы, заявления, предложения.

Объективная сторона преступления заключается в действии или бездействии, совершаемом с использованием служебного положения должностного лица, которыми ущемляются права и охраняемые законом интересы гражданина. Ущемление прав означает незаконное их ограничение либо лишение возможности реализации. Под ущемлением охраняемых законом интересов понимается ограничение возможности реализовать или удовлетворить их в соответствии с законом.

Ущемление прав и законных интересов гражданина путем действия может выразиться, например, в переводе на нижеоплачиваемую работу; в направлении работника в командировку без его согласия в случаях, когда такое согласие необходимо по закону; в увольнении с работы и т.д.

Ущемление прав и законных интересов гражданина путем бездействия выражается, например, в непредоставлении отпуска в удобное для работника время, когда он имеет на это право; в непредоставлении учебного отпуска; в невыплате заслуженной премии и т.д. Данное преступление будет налицо, если указанные действия (бездействие) виновный совершает в связи с критикой со стороны потерпевшего либо подачей им жалоб, заявлений и т.п.

Состав преступления формальный. Оно считается оконченным с момента совершения деяния, ущемляющего права или охраняемые законом интересы гражданина, независимо от наступления каких-то конкретных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной, на что прямо указано в законе. Умысел может быть только прямым. Виновный сознает, что, используя свое служебное положение, он ущемляет права или законные интересы гражданина, и желает этого. Обязательным признаком субъективной стороны является специальный мотив - месть за подачу гражданином предложений, заявлений или жалоб либо за содержащуюся в них критику, а равно за выступление с критикой в любой иной форме (на собраниях, в средствах массовой информации и т.д.). На необходимость устанавливать связь между подачей предложения, жалобы, заявления либо критическим выступлением в иной форме и последующими незаконными действиями должностного лица, ущемляющими права или законные интересы гражданина,

219

особо обращал внимание Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 18 апреля 1986 г, "О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику" 1.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо предприятия, учреждения или организации, в которой работает потерпевший, либо того органа, учреждения или организации, куда обратился потерпевший за защитой своих прав или охраняемых законом интересов.

Часть 2 ст. 1391 УК предусматривает квалифицированный состав рассматриваемого преступления. Квалифицирующим признаком закон признает причинение существенного вреда правам и охраняемым законом интересам гражданина. Как разъяснил Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 18 апреля 1986 г., при решении вопроса о том, является ли существенным тот вред, который причинен правам или охраняемым законом интересам гражданина, следует учитывать характер наступивших последствий, в том числе значимость морального вреда, размер материального ущерба, степень ущемления трудовых, личных неимущественных прав и законных интересов гражданина 2.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 1401 УК). Часть 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это важнейшее политическое право граждан имеет первостепенное значение для средств массовой информации. Их профессиональная деятельность регламентируется принятым 27 декабря 1991 г. Законом Российской Федерации о средствах массовой информации. По этому закону поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации (ст. 1). Этим же нормативным актом установлено, что "ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей массовой информации, а также журналистов... влечет уголовную, административную,

220

дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации"1.

Наиболее грубые нарушения профессиональных прав журналистов образуют состав преступления, предусмотренного ст. 1401 УК.

Объект данного преступления - свобода печати и других средств массовой информации.

Объективная сторона характеризуется любым из следующих деяний: а) злостное воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной профессиональной деятельности журналистов; б) принуждение их к распространению определенной информации; в) принуждение к отказу от распространения определенной информации.

Законодатель считает преступным злостное воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, осуществляемое в любой форме. Примерный перечень этих форм содержится в ст. 53 Закона Российской Федерации о средствах массовой информации: осуществление цензуры; вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции; незаконное прекращение или приостановление деятельности средства массовой информации; нарушение права редакции на запрос и получение информации; незаконное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части; установление ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Все перечисленные и другие аналогичные действия, препятствующие законной профессиональной деятельности журналистов, образуют объективную сторону рассматриваемого преступления лишь при условии, что они носили злостный характер. Это значит, что подобные действия совершались неоднократно либо носили откровенно вызывающий характер, свидетельствуя о пренебрежении к профессиональной деятельности журналистов и к законодательству о средствах массовой информации,

Принуждение журналистов к распространению информации означает самые разнообразные способы воздействия на журналиста, за исключением насилия, повреждения имущества или его уничтожения, а также подкупа. Следовательно, принуждение в смысле ч. 1 ст. 1401 УК может выражаться в шантаже, обещаниях продвижения по службе

221

либо, наоборот, в угрозах затормозить такое продвижение и т.п. Принуждение к распространению информации образует объективную сторону преступления и при отсутствии признака злостности, т. е, в случае разового совершения деяния.

Принуждение журналистов к отказу от распространения информации состоит в воздействии на него теми же способами, что и при принуждении к распространению информации, с требованием не распространять полученную журналистом информацию, которую он намеревался обнародовать. Для наступления уголовной ответственности признак злостности также не обязателен.

Состав преступления, предусмотренный ст. 1401 УК, - формальный: преступление считается оконченным с момента совершения описанного в законе деяния независимо от наступления последствий, т.е. независимо от того, удалось ли виновному фактически принудить журналиста к распространению информации в интересах виновного или, наоборот, к отказу от распространения информации, которую он намеревался обнародовать, а также независимо от наступления иных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что своими действиями он пытается воспрепятствовать законной профессиональной деятельности журналиста, либо принудить его к распространению в своих интересах определенной информации, либо принудить его в своих интересах к отказу от распространения полученной журналистом информации, и желает совершить эти действия. Обязательным признаком субъективной стороны преступления является специальная цель, указанная в законе, - ограничение свободы печати или других средств массовой информации. Мотивы могут иметь как личный, так и иной характер (ложно понятые служебные интересы, политические симпатии или антипатии, сочувствие лицам, заинтересованным в распространении либо, наоборот, в нераспространении данной информации и т.д.).

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее возраста 16 лет. Если лицо действует от имени какого-то органа, учреждения или организации, оно несет лишь персональную ответственность за свои личные действия независимо от административной или иной ответственности юридического лица.

Наряду с основным составом рассматриваемого преступления закон называет и его квалифицированные виды.

Часть 2 ст. 1401 УК предусматривает те же деяния, но

222

совершенные виновным с использованием служебного положения. Следовательно, субъектом этого вида преступления может быть только должностное лицо. Под использованием служебного положения нужно понимать использование возможностей, вытекающих из должностного статуса виновного, а также служебных связей и действий, выходящих за рамки непосредственных служебных полномочий, т.е. их превышение.

Особо квалифицированный состав данного преступления предусмотрен в ч. 3 ст. 1401 УК. Ответственность по указанной норме наступает при наличии следующих признаков: 1) насилие, 2) повреждение или уничтожение имущества, 3) угроза насилием, 4) угроза повреждением или уничтожением имущества, 5) подкуп.

Часть 3 ст. 1401 УК предусматривает насилие, не связанное с причинением телесных повреждений (лишение свободы, побои), а также насилие, повлекшее причинение легких телесных повреждений. В случае причинения менее тяжких или тяжких телесных повреждений деяние образует совокупность рассматриваемого преступления с соответствующим преступлением против личности (ст. 108 или ст. 109 УК). Данный признак налицо в случаях применения насилия к журналисту или к его близким.

Особо квалифицирующим признаком является также повреждение или уничтожение имущества, принадлежащего как самому журналисту, так и его близким. Понятие повреждения и уничтожения имущества тождественно тому, что характеризовалось в главе о преступлениях против собственности.

Угроза насилием, как и угроза повреждением или уничтожением имущества, адресуется как журналисту, так и его близким. При этом обязательно, чтобы такая угроза субъективно воспринималась журналистом как реальная. Момент предполагаемого исполнения угрозы для квалификации преступления не имеет значения.

Подкуп как средство принуждения журналиста к распространению или к отказу от распространения информации означает вручение ему или обещание денег, имущества, предоставление иных имущественных выгод или оказание услуг имущественного характера без их оплаты за согласие распространить в интересах принуждающего или, наоборот, отказаться в его интересах от распространения имеющейся у журналиста информации. От дачи взятки это преступление отличается тем, что журналист - не должностное лицо и поэтому в случае удовлетворения требований принуждающего

223

не использует служебного положения. Если же виновный пытается подкупить должностное лицо редакции, то его деяние образует покушение на дачу взятки, а при ее принятии - оконченную дачу взятки.

224


1 См.: Советское уголовное право. Часть Особенная. М., 1979. С. 234.
1 См.: Советское уголовное право. Часть Особенная. М., 1983. С. 182.
1 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 3.
2 2 См. там же.
1 Ведомомсти Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 7. Ст. 300.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved