§ 7. Преступления, посягающие
на деятельность органов правосудия

Борьба с государственными преступлениями может быть успешной лишь при содействии граждан органам правосудия. Большинство граждан рассматривает оказание помощи органам правосудия (сообщение о готовящемся или совершенном преступлении, отказ в укрывательстве) как выполнение своего гражданского долга и моральной обязанности, проявление доверия к государственным органам.

Вместе с тем грубым нарушением гражданской обязанности является еще встречающееся на практике недонесение об известном преступлении, а тем более его укрывательство. В случаях, специально предусмотренных уголовным законом, такие деяния признаются преступлением.

Недонесение о государственных преступлениях (ст. 881 УК). Данной статьей предусматривается ответственность за недонесение об известных готовящихся или совершенных государственных преступлениях, предусмотренных ст. 64 (измена Родине), ст. 65 (шпионаж), ст. ст. 66 и 67 (террористический акт), ст. 671 (применение биологического оружия), ст. 672 (разработка, производство, приобретение, хранение, сбыт, транспортировка биологического оружия), ст. 69 (вредительство), ст. 72 (организационная деятельность, направленная к совершению особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антиконституционной организации), ст. 77 (бандитизм), ст. 87 (изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг).

Объект преступления - общественные отношения, связанные с нормальной деятельностью органов правосудия в борьбе с государственными преступлениями. При недонесении об известном готовящемся или совершенном преступлении наносится ущерб общественным отношениям в сфере деятельности органов правосудия по своевременному выявлению виновного и привлечению его к уголовной ответственности.

Объективная сторона недонесения выражается в бездействии, т.е. несообщении в государственные органы или общественные организации либо должностным лицам о достоверно известном готовящемся или совершенном государственном преступлении. При этом адресат сообщения не ограничивается только правоохранительными органами (суд, прокуратура, органы контрразведки, МВД). Это могут быть и другие органы, общественные организации (профсоюзные, молодежные и т.п.), а также их должностные лица.

85

Знания лица о готовящемся или совершенном преступлении должны быть достоверными (например, виновный был очевидцем совершенного преступления, узнал в доверительной беседе с преступником о подготовке к преступлению, видел его экипировку, орудия и средства совершения преступления, предметы, добытые преступным путем, и т.п.).

Сообщение о факте готовящегося или совершенного преступления необходимо сделать в кратчайший срок, особенно если речь идет о подготовке к преступлению. Объективно этот период времени продолжается до момента разоблачения преступника. Субъективно данный период времени продолжается до момента, когда недоноситель узнал, что о факте совершения преступления известно органам власти и начато расследование.

Уголовная ответственность за недонесение исключается, если несообщение о преступлении против государства явилось следствием непреодолимой силы или бездействия лица в состоянии крайней необходимости, обусловленной физическим или психическим принуждением.

Преступление, предусмотренное ст. 881 УК, считается оконченным с момента недонесения об известном готовящемся или совершенном государственном преступлении, т.е. данное преступление с формальным составом, совершаемое путем бездействия.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает общественно опасный характер бездействия, связанного с несообщением в органы правосудия о преступлении, и желает бездействовать.

Мотивы могут быть различными: трусость, корысть, родственные чувства, идейная "солидарность" с преступником, ложное понятие чувства "товарищества" и т.п.

Цели недонесения разнообразны и, как правило, корреспондируют с побудительными причинами: получить денежные средства или иные имущественные выгоды, обезопасить свою жизнь и здоровье, оградить близкого человека или родственника от неблагоприятных последствий, связанных с привлечением к уголовной ответственности, и т.п.

Субъектом недонесения о государственных преступлениях могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста. Субъектом преступления может быть признан также потерпевший от преступления. Однако указанное обстоятельство, не влияя на квалификацию содеянного, может быть учтено судом при назначении меры наказания либо решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности (например,

86

вследствие изменения обстановки - ч. 1 ст. 50 УК). В отдельных случаях активное поведение недоносителя после совершения известного ему преступления дает суду основание освободить его от наказания в соответствии с ч. 2 ст. 50 УК.

Укрывательство государственных преступлений (ст. 882 УК). Данная статья устанавливает уголовную ответственность за заранее не обещанное укрывательство государственных преступлений, предусмотренных ст. 64 (измена Родине), ст. 65 (шпионаж), ст. ст. 66 и 67 (террористический акт), ст. 671 (применение биологического оружия), ст. 672 (разработка, производство, приобретение, хранение, сбыт, транспортировка биологического оружия), ст. 69 (вредительство), ст. 72 (организационная деятельность, направленная к совершению особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антиконституционной организации), ст. 77 (бандитизм), ст. 78 (контрабанда), ст. 87 (изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг).

Объект данного преступления - общественные отношения в сфере нормальной деятельности органов правосудия по борьбе с государственными преступлениями.

Объективная сторона выражается в активных действиях по сокрытию: преступника (исполнителя, организатора, подстрекателя или пособника), либо орудий и средств, либо следов преступления, либо предметов, добытых преступным путем.

Закон рассматривает укрывательство как преступление более общественно опасное, чем недонесение, о чем свидетельствуют названные объективные признаки деяния и санкция статьи.

При этом предусматривается ответственность только за заранее не обещанное укрывательство преступления, а если оно было заранее обещано, то квалифицируется как соучастие (пособничество).

Укрывательство преступника может выражаться в предоставлении ему убежища либо создании иных условий, затрудняющих его розыск и опознание (снабжение поддельными документами, переодевание в другую одежду, предоставление транспортных средств для ухода от погони, гримировка, совершение врачом пластической операции и т.п.).

Укрывательство орудий и средств совершения преступления против государства может заключаться в их физическом сокрытии в тайнике, в передаче другим лицам, а также уничтожении, разбирании, маскировке и т.п.

Укрывательство предметов, добытых преступным путем, может осуществляться путем устройства тайников, передачи

87

другим лицам, реализации на рынке или в комиссионном магазине, дарения, обмена и т.п.

"Преступление признается оконченным с момента укрывательства преступления. Последующие активные действия лица по предупреждению нанесенного ущерба рассматриваются как смягчающие ответственность обстоятельства либо могут служить основанием для освобождения виновного от уголовной ответственности либо наказания (ст. ст. 50, 51 52 УК и др.).

Заранее не обещанное укрывательство, совершенное должностным лицом путем использования своего служебного положения, квалифицируется по совокупности преступлений: укрывательство и злоупотребление служебным положением.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный сознает общественно опасный характер действий, связанных с укрывательством преступления против государства, и желает их совершать.

Мотивы могут быть самыми разнообразными: корыстные побуждения, родственные чувства, боязнь мести, преступная солидарность и т.п.

Укрывательство государственных преступлений имеет по объективным признакам определенное сходство с изменой Родине в форме оказания иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации, когда речь идет об укрывательстве агентуры иностранных разведок, диверсантов, террористов, резидентов спецслужб, эмиссаров, связников и т.п.

Для разграничения этих деяний важно установить объект посягательства.

При измене субъект посягает на суверенитет, территориальную неприкосновенность или государственную безопасность и обороноспособность, а при укрывательстве - на правильную деятельность органов правосудия в борьбе с преступлениями против государства.

При измене в форме оказания иностранному государству помощи речь идет об установлении постоянных отношений преступного сотрудничества с иностранным государством в лице его представителей, что предполагает в отдельных случаях и возможность укрытия преступников, обусловленного устойчивой связью либо заблаговременной договоренностью. Между тем в ст. 882 УК говорится о заранее не обещанном укрывательстве государственных преступлений, т.е. единичных, заранее не планируемых эпизодах сокрытия преступника, орудий и средств преступлений, следов преступления либо

88

предметов, добытых преступным путем. Данные действия не находятся в причинной связи с государственным преступлением, поэтому не выходят за рамки прикосновенности к преступлению.

Субъектом укрывательства может выступать гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста. За укрывательство не могут нести ответственности соучастники преступления.

По действующему уголовному праву родственные и близкие связи укрывателя с преступником не могут служить основанием освобождения его от уголовной ответственности.

89



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved