§ 6. Преступления, посягающие
на безопасность работы транспорта

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 85 УК). Данная статья предусматривает ответственность за нарушение работником железнодорожного, водного или воздушного транспорта правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее несчастные случаи с людьми, крушение, аварию или иные тяжкие последствия, а также недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей, средств сигнализации и связи, повлекший те

76

же последствия. Согласно ч. 2 ст. 85 УК, ответственность наступает за те же деяния, если они хотя и не повлекли, но заведомо создавали угрозу наступления тех же последствий.

Объект данного преступления - общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта. Это преступление всегда связано с невыполнением требований нормативных актов, действующих на указанных видах транспорта, установленных правил эксплуатации и качественного ремонта транспортной техники. Указанные правовые акты динамичны, их постоянное изменение и дополнение обусловлено развитием подвижного состава и совершенствованием правил поведения людей на транспорте.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 85 УК, выступает только безопасность движения на указанных видах транспорта. Другие стороны нормальной работы транспорта объектом данного преступления не являются (например, правильная организация обслуживания пассажиров, охрана грузов от расхищения или порчи и т.д.), и действия лиц, совершивших такого рода правонарушения, не могут квалифицироваться по ст. 85 УК.

Предметом преступления выступают материальные ценности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте либо другие предметы материального мира, подвергшиеся вредоносному воздействию со стороны этих видов транспорта.

Теория и практика обоснованно относят метрополитен к железнодорожному транспорту из-за его близости к последнему по условиям эксплуатации, характеру возможных вредных последствий от нарушения правил безопасности движения, а также подчиненности Министерству путей сообщения Российской Федерации.

Объективная сторона преступления включает в себя:

  • нарушение работником железнодорожного, водного или воздушного транспорта правил безопасности движения и эксплуатации транспорта либо недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей, средств сигнализации и связи;
  • наступление вредных последствий - несчастных случаев с людьми, крушения, аварии или иных тяжких последствий (ч. 1 ст. 85 УК) либо угроза наступления указанных последствий (ч. 2 ст. 85 УК);
  • причинную связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта или недоброкачественным ремонтом и наступившими вредными последствиями.

Диспозиция ст. 85 УК - бланкетная. Для уяснения того,

77

какие правила движения и эксплуатации транспорта были нарушены, необходимо обратиться к нормативным актам, действующим на железнодорожном, водном или воздушном транспорте. Подлежит детальному выявлению то, какая статья или часть (пункт) статьи действующих правил были нарушены. При этом не имеет значения ведомственная принадлежность транспорта. Аналогично подлежит установлению, в чем конкретно выразился недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей, средств сигнализации и связи.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта может выражаться как в активных действиях, так и в бездействии. Нарушение правил означает несоблюдение виновными установленных норм, регулирующих эксплуатацию путей сообщения, подвижного состава, судов, летательных аппаратов, а также порядок размещения тяжелых грузов на железнодорожных платформах, в трюме корабля, на борту самолета и т.д.

Например, Приморским краевым судом осужден по ч. 1 ст. 85 УК к шести годам лишения свободы с возмещением ущерба старший помощник капитана Ч. Из материалов уголовного дела усматривается, что, заступив на вахту в четыре часа утра, Ч. через час уснул, и судно, следуя на авторулевом управлении, пошло на сближение с берегом и в 6 час. 30 мин. село на каменистый грунт, получив повреждение корпуса и потеряв плавучесть.

Преступное нарушение правил может быть допущено как в процессе движения транспортного средства, так и в ходе его технической эксплуатации. Например, на водном транспорте каждое четвертое преступление совершается в процессе технической эксплуатации плавсредств, а не во время движения судов. Такие преступные происшествия на флоте, как пожары и взрывы паровых котлов, чаще происходят во время стоянки судов.

Недоброкачественный ремонт транспортных средств образует состав преступления только в том случае, когда эти средства сданы в эксплуатацию, ибо лишь при такой ситуации создается конкретная угроза безопасности движения и эксплуатации транспорта.

При квалификации по ч. 1 ст. 85 УК вредные последствия - это обязательный признак материального состава преступления. К ним закон относит несчастные случаи с людьми, крушение, аварию или иные тяжкие последствия.

Под несчастными случаями с людьми понимается причинение потерпевшим смерти либо тяжких телесных повреждений. Количество потерпевших не имеет значения для квалификации

78

данного преступления, хотя учитывается судом при назначении наказания.

Причинение смерти или нанесение тяжких телесных повреждений охватывается диспозицией ч. 1 ст. 85 УК, поэтому дополнительной квалификации по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности, не требуется. Если же нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта умышленно используется в качестве средства причинения смерти или тяжкого вреда здоровью человека, требуется дополнительная квалификация по соответствующей статье о преступлении против личности.

Под крушением поездов понимается столкновение пассажирских поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых:

  • а) погибли или были ранены люди или разбиты локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря;
  • б) допущен полный перерыв движения на участке в течение шести часов и более.

Кораблекрушением считаются аварийные случаи с судном, в результате которых произошла гибель судна или его полное конструктивное разрушение.

Аварии как вид вредных последствий имеют свои особенности трактовки на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Катастрофа - это авиационное происшествие, при котором:

  • а) какое-либо лицо в результате нахождения на борту воздушного судна погибло или получило телесные повреждения со смертельным исходом или
  • б) воздушное судно с находившимися на борту людьми пропало без вести и официальные поиски его прекращены.

К катастрофе также относятся случаи гибели какого-либо лица, находящегося на борту воздушного судна, или полученное им телесное повреждение со смертельным исходом вследствие нарушения функционирования систем воздушного судна (самопроизвольное открытие дверей, разгерметизация и др.) без его разрушения и повреждения.

К иным тяжким последствиям на транспорте, которые могут наступить вследствие нарушения правил движения и эксплуатации либо недоброкачественного ремонта, судебная практика относит: гибель ценного груза, большой непроизводительный простой вагонов или судов, длительный перерыв движения поездов или судов, серьезное нарушение расписания их движения и т.п. Вопрос о качественной и количественной

79

оценке иных тяжких последствий решается судом с учетом фактических обстоятельств дела.

Для признания преступления оконченным необходимо наступление хотя бы одного из последствий, указанных в ч. 1 ст. 85 УК.

Часть 2 ст. 85 УК предусматривает ответственность за создание самого факта угрозы наступления последствий, предусмотренных в ч. 1 данной статьи. Подлежит установлению то, насколько реальна угроза и какие последствия при этом могли наступить.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления предполагает наличие вины, а в случаях умышленного отношения виновного к действиям и наступившим последствиям - мотива и цели. При этом психическое отношение виновного к факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта или недоброкачественного ремонта и к наступившим последствиям может быть различным, что дает основание говорить в данном случае о двойной форме вины 1.

Вина в отношении самого факта нарушения правил движения и эксплуатации транспорта может быть умышленной или неосторожной. При умышленной форме вины лицо сознает факт нарушения им определенных правил движения и эксплуатации транспорта и желает этого (прямой умысел). На практике чаще всего случаи нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта происходят по неосторожности, т.е. являются результатами проявления преступной самонадеянности либо преступной небрежности.

Вина в отношении вредных последствий может выражаться также в форме умысла или неосторожности. На практике неосторожная форма вины к наступившим последствиям - доминирующая. Умышленное же отношение к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 85 УК, встречается редко. Известны случаи, когда, например, работник транспорта желает наступления вредных последствий с целью личной мести другому работнику транспорта.

По ч. 2 ст. 85 УК действия работника транспорта квалифицируются в том случае, когда он, во-первых, нарушил правила безопасности движения и эксплуатации транспорта или произвел недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей, средств сигнализации и связи и, во-вторых, совершенные

80

им нарушения не повлекли вредных последствий (несчастные случаи с людьми, крушение, аварию или иные тяжкие последствия), но заведомо для него могли их повлечь.

Субъектом преступления, как об этом указано в ст. 85 УК, может быть только работник железнодорожного, водного или воздушного транспорта, т.е. специальный субъект.

Работниками железнодорожного транспорта являются машинисты, составители поездов, дежурные по станции, диспетчеры, стрелочники, проводники и др.

К работникам водного транспорта относятся капитаны морских и речных судов, помощники капитанов, штурманы, механики, электромеханики, помощники механиков, радиооператоры, радисты, шкиперы и т.д.

Работники воздушного транспорта - это командиры воздушных судов, штурманы, пилоты, диспетчеры и другие лица, которые непосредственно связаны с полетами самолетов, их ремонтом и эксплуатацией.

От особо опасного государственного преступления, посягаемого на экономическую систему России (вредительство), рассматриваемое преступление отличается тем, что виновный, нарушая правила движения и эксплуатации транспорта или осуществляя недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей, средств сигнализации и связи, не преследует цели ослабления Российской Федерации.

Повреждение путей сообщения и транспортных средств (ст. 86 УК). Данная статья предусматривает ответственность за умышленное разрушение или повреждение путей сообщения, сооружений на них, подвижного состава или судов, средств связи или сигнализации, которое повлекло или могло повлечь крушение поезда, аварию корабля или нарушение нормальной работы транспорта и связи.

Разрушение и повреждение путей сообщения и транспортных средств создает реальную угрозу крушения, аварии и причинения существенного вреда жизни и здоровью граждан, способно причинить крупный материальный ущерб транспорту.

Объект данного преступления образуют общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта. Предметом являются сами транспортные средства (локомотивы, вагоны, воздушные суда, речные и морские суда и т.п.), пути сообщения (рельсы, стрелочные переводы, мосты, тоннели, шлюзы), сооружения на путях сообщения (эстакады, радиолокаторы и т.п.), а также средства связи и сигнализации (системы автоблокировки, телеграфные и телефонные

81

провода, светофоры и т.п.). Умышленное разрушение или повреждение иного имущества на транспорте (административных зданий, аэровокзалов, складов, пристаней), если его повреждение не могло нарушить нормальную работу транспорта, квалифицируется не по ст. 86 УК, а как преступление против собственности.

Объективную сторону рассматриваемого преступления образует разрушение или повреждение путей сообщения, сооружений на них, подвижного состава или судов, средств связи или сигнализации. Подобные действия могут быть признаны преступлением, предусмотренным ст. 86 УК, лишь при условии, если они повлекли или могли повлечь крушение поезда, аварию корабля или нарушение нормальной работы транспорта и связи. При отсутствии этих обязательных признаков повреждение путей сообщения и транспортных средств не образует данного преступления (например, уничтожение средств сигнализации после прекращения навигации, повреждение путей на бездействующем участке железной дороги и т.п.). Такие действия квалифицируются по другим статьям УК либо рассматриваются как административное правонарушение.

Разрушение путей сообщения и транспортных средств выражается в том, что указанные устройства и механизмы приводятся в полную негодность, когда ремонт их либо невозможен, либо экономически нецелесообразен. Повреждение перечисленных предметов представляет собой такие действия, в результате которых использование их по назначению невозможно без предварительного ремонта.

Разрушение и повреждение путей сообщения и транспортных средств, как показывает практика, может быть совершено различными способами: развинчиванием стыков рельс, выведением из строя железнодорожных мостов, переходов, взлетных полос, уничтожением сооружений, обеспечивающих безопасность передвижения на аэродромах, и т.п.

По ст. 86 УК квалифицируются и случаи наложения на рельсы, взлетные полосы различных предметов, что по существу мешает возможности использовать их по своему назначению и может вызвать указанные в законе вредные последствия.

Преступление может быть совершено также путем подачи ложного сигнала, перемещения предостерегающего огня в фарватере реки, перевода стрелки в неправильное положение, отключения отдельных навигационных приборов и механизмов либо приведения их в нерабочее состояние и т.п.

82

Преступление считается оконченным с момента разрушения или повреждения путей сообщения или транспортных средств при условии, если оно повлекло или могло повлечь крушение поезда, аварию корабля или нарушение нормальной работы транспорта и связи, обеспечивающей безопасность движения транспорта.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 86 УК, характеризуется двойной формой вины, т.е. психическим отношением виновного к самому факту повреждения путей сообщения или транспортных средств и отдельно к наступившему или возможному крушению поезда, аварии судна или воздушного корабля или нарушению нормальной работы транспорта и связи. При этом повреждение или разрушение путей сообщения и транспортных средств может осуществляться только умышленно (прямой или косвенный умысел), а психическое отношение к наступившим тяжким последствиям может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины 1.

Поскольку определяющим в данном преступлении является отношение виновного к факту повреждения путей сообщения или транспортных средств, в целом преступление признается умышленным. Мотивы и цели умышленного повреждения путей сообщения и транспортных средств могут быть самыми - разнообразными: хулиганские побуждения, месть, корысть и другие. Если транспортные средства, средства сигнализации и связи повреждаются путем их хищения (например, кабелей) или их деталей (например, стекол светофоров), то действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений как повреждение путей сообщения и транспортных средств и хищение, при условии осознания им характера содеянного.

Субъект рассматриваемого преступления - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.

Уголовная ответственность наступает с четырнадцати лет лишь за умышленные действия, которые могли вызвать крушение поезда.

Повреждение трубопровода (ст. 861 УК). Ответственность по данной статье наступает за повреждение или разрушение нефтегазопроводов и нефтепродуктов. Их разрушение и повреждение представляют повышенную общественную

83

опасность, поскольку длительное или кратковременное выведение из строя такого специфического вида транспорта, перемещающего энергоресурсы, токсичные и взрывоопасные жидкости и газы, может повлечь за собой человеческие жертвы, вывод из строя важных объектов жизнеобеспечения населения, заражение окружающей среды, огромный экономический ущерб.

Объект данного преступления - безопасность эксплуатации трубопроводов. Предмет посягательства - нефтегазопроводы, нефтепродуктопроводы, а также технологически связанные с ними объекты, сооружения, средства связи, автоматики и сигнализации.

Объективная сторона преступления выражается в повреждении или разрушении нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение нормальной работы трубопроводов. Преступление окончено с момента повреждения или разрушения трубопровода.

Часть 2 ст. 861 УК предусматривает квалифицированный состав, т.е. ответственность за те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц.

Согласно ч. 3 ст. 861 УК, повышенная ответственность наступает за действия, предусмотренные ч. 1 или ч. 2 настоящей статьи, повлекшие несчастные случаи с людьми, пожары, аварии, загрязнение окружающей природной среды или иные тяжкие последствия. К иным тяжким последствиям относятся: срыв договорных поставок нефтепродуктов зарубежным партнерам или особо важным объектам, вывод из строя оборонных объектов и объектов жизнеобеспечения населения и т.п.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в отношении повреждения и разрушения трубопроводов. Мотивы и цели могут быть самыми разнообразными и, не влияя на квалификацию, учитываются при оценке общественной опасности деяния и вынесении меры наказания.

Вина по отношению к последствиям повреждения или разрушения трубопровода может быть и умышленной, и неосторожной.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

От диверсии рассматриваемое преступление отличается тем, что отсутствует специальная цель - ослабления Российской Федерации.

84


1 В теории уголовного права высказана и другая позиция: вина в данном составе единая и может быть как умышленной, так и неосторожной.
1 В теории уголовного права имеется и иная трактовка: данное преступление характеризуется единой виной, которая может быть лишь умышленной.


Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved