§ 2. Иные государственные преступления,
посягающие на основы государственного
управления

Нарушение равноправия граждан по признаку расы, национальности или отношения к религии (ст. 74 УК). Уголовное законодательство предусматривает ответственность за умышленные действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства, пропаганду исключительности либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, а равно прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии.

Общественная опасность указанных действий заключается в том, что преступник посягает на конституционные права и интересы граждан, которыми они могут пользоваться вне зависимости от национальной или расовой принадлежности. Согласно п. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации, "не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду".

Объектом преступления выступают основы государственного управления, т.е. деятельность тех конституционных структур, которые обеспечивают соблюдение равноправия граждан вне зависимости от их национальности или расы.

Объективная сторона преступления выражается в двух формах:

пропаганда или агитация с целью возбуждения расовой

49

или национальной вражды или розни. Они заключаются в распространении взглядов, идей или письменных материалов, в которых подрывается доверие и уважение к определенной национальности или расе либо возбуждаются чувства ненависти, неприязни к людям этой национальности, их образу жизни, культуре, традициям и т.д. Пропаганда или агитация в данном случае носит общий характер и не обращена к конкретной личности. Не имеет значения и то, соответствуют или нет действительности предписываемые той или иной нации или расе особенности, черты.

Пропаганда или агитация может осуществляться в форме изготовления, хранения и распространения литературы, в которой проповедуется расовая или национальная вражда или рознь.

Преступление окончено с момента осуществления агитации или пропаганды, т.е. воздействия указанными способами на широкий или узкий круг лиц. Изготовление и хранение литературы должно квалифицироваться как приготовление к преступлению. С момента ее распространения и ознакомления с ней других лиц - налицо оконченное преступление.

Прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности. Здесь речь идет о фактической дискриминации, т.е. ограничении в правах лиц в зависимости от их национальной или расовой принадлежности. Объективно это может выражаться в различного рода ограничениях: отказе в приеме на работу, в учебные заведения, повышении по службе или работе, ограничении в материальном обеспечении конкретных лиц и т.д., исходя из принадлежности к конкретной национальности или расе.

Преступление окончено с момента фактического ограничения прав либо установления преимуществ граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности. Могут иметь место стадии совершения преступления.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, т.е. субъект сознает общественно опасный характер действий, связанных с агитацией или пропагандой национальной вражды или розни, и желает совершить указанные действия.

Мотивы совершения преступления могут быть самыми разнообразными: ненависть к лицам другой национальности, стремление вызвать конфронтацию в отношениях между гражданами различной национальности или расы и т.д. Не оказывая влияния на квалификацию, мотивы учитываются при определении степени вины и назначении меры наказания.

50

Субъектом может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Бандитизм (ст. 77 УК) предусматривает ответственность за организацию вооруженных банд с целью нападения на предприятия, учреждения, организации либо на отдельных лиц, а равно участие в бандах и в совершаемых ими нападениях.

Бандитизм является опасной формой посягательства на основы государственного управления, общественную безопасность и порядок, жизнь и здоровье личности. Особую опасность бандитизм представляет в связи с тем, что сопряжен с убийствами, увечьями, общеопасными действиями и осуществляется в форме преступного сообщества.

Объектом бандитизма выступают общественные отношения, связанные с обеспечением нормальной работы органов управления, а также охраны общественной безопасности и порядка.

Объективная сторона бандитизма выражается в преступных посягательствах, осуществляемых бандой, т.е. преступным сообществом.

Признаки банды: наличие двух и более лиц, предварительная организованность или сплоченность, вооруженность; ее цель - совершение нападений.

Не могут квалифицироваться как бандитизм действия нескольких лиц, если они осуществляют преступные посягательства без предварительного сговора либо в сговоре, который достигнут в ходе совершения преступления.

Банда создается, как правило, для совершения целой серии преступных посягательств. Однако бандитская группировка может быть создана и для совершения одного преступления. Например, Верховный Суд Дагестана осудил по ст. 77 УК РСФСР С., М., X., А. и Г. Все осужденные входили в религиозную секту, куда входил и К., привлеченный к уголовной ответственности за убийство.

Члены секты, недовольные арестом К., решили его освободить. В течение двух месяцев они неоднократно собирались для разработки плана освобождения К. из-под стражи.

После объявления приговора С., М. и другие члены секты напали на конвоиров, отобрали у них два пистолета и стали в них стрелять. В результате военнослужащий Р. был убит, а два других конвоира ранены.

Вооруженность означает, что у одного или нескольких членов банды имеется оружие, а другие участники знают об этом и принимают во внимание при осуществлении преступных планов. При этом оружие понимается в узком смысле

51

слова, т.е. как предметы, предназначенные для поражения живой цели и на ношение и хранение которых требуется специальное разрешение.

Участником банды признается лицо, которое создало ее либо вступило, когда банда уже была создана, и участвовало в ее нападениях на государственные и общественные предприятия, учреждения или организации либо на отдельных граждан.

Ответственность по ст. 77 УК несет лицо и в том случае, если оно, не будучи членом банды, принимало участие в ее нападениях.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. При этом мотивы преступления могут быть самыми разнообразными (месть, корысть и т.п.).

Субъектом преступления может быть лишь лицо, достигшее 16-летнего возраста. При этом лицо несет ответственность за все преступные эпизоды деятельности банды, в которых оно непосредственно участвовало, а также за те, которые охватывались его умыслом и не выходили за пределы целей и планов деятельности банды.

Действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений (ст. 771 УК). Уголовный закон предусматривает ответственность за действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что преступник, терроризируя заключенных, вставших на путь исправления, систематически нарушает режим содержания, режим работы и воспитания в местах лишения свободы. Тем самым он посягает на интересы исправительной политики в отношении лиц, осужденных по приговору суда.

Статья 771 гласит: "Лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, терроризирующие в местах лишения свободы осужденных, вставших на путь исправления, или совершающие нападения на администрацию, а также организующие в этих целях преступные группировки или активно участвующие в таких группировках, - наказываются...".

Объектом преступления выступают основные интересы Российской Федерации в области осуществления исправительно-трудовой политики. Кроме того, объектом посягательства может стать жизнь, здоровье, честь и достоинство представителей администрации исправительно-трудовых учреждений, а также осужденных, вставших на путь исправления.

Объективная сторона преступления характеризуется тремя разновидностями деяний.

Совершение действий, терроризирующих осужденных, вставших на путь исправления. Терроризирование означает

52

насилие, угрозы применения насилия в отношении других заключенных с целью заставить их отказаться от добросовестного выполнения режима, честного отношения к труду либо заставить их прекратить выполнение общественных обязанностей по укреплению дисциплины и порядка в исправительно-трудовом учреждении. Судебная практика свидетельствует, что терроризированием признаются такие действия, как глумление, издевательство над осужденными, их запугивание и устрашение.

Так, С., отбывая наказание за разбой, систематически уклонялся от работы, играл в карты, оказывал неповиновение должностным лицам и с целью терроризирования вставших на путь исправления пытался убить осужденного П., который активно помогал администрации колонии вести борьбу с нарушителями режима. Кемеровским областным судом действия С. были квалифицированы по ст. 771 УК.

Если терроризирование имело место не в отношении осужденного, вставшего на путь исправления или перевоспитания, то виновный несет ответственность за совершение конкретного преступления против личности (убийство, телесные повреждения, истязания, побои).

Преступление считается оконченным с момента терроризирования заключенных, т.е. их запугивания, сопряженного с конкретными действиями, вне зависимости от наступления конкретных общественно опасных последствий.

Совершение нападений на администрацию исправительно-трудовых учреждений. Нападения выражаются в физическом или психическом насилии над лицами из числа администрации мест лишения свободы. При этом психическое насилие выражается в разного рода угрозах, учинении расправы над представителями администрации. Физическое насилие выражается в убийстве, причинении телесных повреждений, нанесении побоев и т.д.

Нападения на администрацию могут осуществляться как открыто, так и скрытно от потерпевшего (нанесение удара сзади).

Потерпевшими при совершении данного преступления могут быть только представители администрации, к которым относятся лица, постоянно работающие с заключенными: организуют их труд, контролируют режим содержания, проводят с ними воспитательную работу и т.д.

Конкретный вред, который причиняется представителю администрации при совершении на него нападения, охватывается признаками ст. 771 и не требует дополнительной квалификации по другим статьям УК.

53

Преступление считается оконченным с момента совершения нападения на представителя администрации вне зависимости от факта причинения вреда.

Организация группировок для терроризирования заключенных, отбывающих лишение свободы, вставших на путь исправления, либо для нападения на администрацию исправительно-трудового учреждения или активно участвующих в этих группировках. Преступной группировкой, о которой идет речь в ст. 771, признается предварительно сорганизовавшаяся группа из двух и более лиц, созданная для терроризирования других осужденных, вставших на путь исправления, либо нападения на администрацию. Ответственность за организацию группировки несут ее организаторы либо их активные участники. Организаторами признаются лица, создающие группировки либо руководящие этими группировками. Активные участники - это лица, которые по указанию организатора (главаря) либо по собственной инициативе совершают подбор соучастников в группировки, разрабатывают план действий и т.д. Если отсутствуют активные действия участника, то он не может нести ответственность по ст. 771. Пассивное преступное поведение квалифицируется в таких случаях по другим статьям УК (недонесение, укрывательство и т.п.).

Преступление считается оконченным с момента организации группировок для терроризирования заключенных, хотя бы при этом сама преступная группировка и не выполнила ни одного из намеченных преступлений. При решении вопроса об уголовной ответственности должна тщательно анализироваться роль каждого участника преступной группировки.

Часть 2 ст. 771 предусматривает квалифицированный состав преступления. Действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений, влекут за собой повышенную ответственность и наказание, если они совершены особо опасными рецидивистами, а также лицами, осужденными за тяжкие преступления.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. При этом субъект ставит цель терроризировать осужденных, вставших на путь исправления, либо запугать администрацию исправительно-трудового учреждения.

Субъектом данного преступления может быть лишь лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы, либо при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 771) - особо опасные рецидивисты или осужденные за тяжкие преступления.

Массовые беспорядки (ст. 79 УК). Наиболее опасным

54

преступлением, посягающим на основы государственного управления, уголовный закон признает массовые беспорядки. Их общественная опасность заключается в том, что они способны парализовать деятельность органов государственного управления, привести к масштабным нарушениям общественного порядка, человеческим жертвам, нанести крупный экономический ущерб государству, обществу либо конкретной личности. Конституция Российской Федерации (ст. 31) предоставляет право гражданам "собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование".

Статья 79 УК предусматривает ответственность за организацию массовых беспорядков, сопровождающихся погромами, разрушениями, поджогами и другими подобными действиями, а равно непосредственное совершение их участниками указанных выше преступлений или оказание ими вооруженного сопротивления власти.

Объектом указанного преступления выступают основы государственного управления, общественная безопасность и общественный порядок, а также жизнь и здоровье личности.

Объективная сторона характеризуется тремя видами деяний.

Организация массовых беспорядков выражается в действиях организатора с целью объединить толпу либо руководить ею для осуществления погромов, разрушений, поджогов и других подобных действий. Например, во время массовых беспорядков П. воспользовался вышедшим из строя бронетранспортером, забрался на верхнюю площадку и стал призывать толпу к учинению погромов в здании местной администрации. Под влиянием П. толпа направилась к указанному зданию и учинила погромные действия (были выбиты окна, двери, в отдельных помещениях возник пожар, находившимся там лицам были нанесены побои).

Способы осуществления организационных действий могут быть самыми разнообразными: обращение к толпе, подача тревожных сигналов, оглашение различных петиций, листовок, воззваний, содержащих призывы к осуществлению массовых беспорядков либо ультимативные требования к руководителям государственных органов власти и управления.

Преступление окончено с момента осуществления организационной деятельности вне зависимости от последующего наступления каких-либо вредных последствий.

Непосредственное совершение погромов, разрушений, поджогов и других подобных действий. Массовые беспорядки характеризуются совершением погромов, разрушений, поджогов

55

и других действий, за которые несут ответственность лица, непосредственно совершившие их.

Под погромами понимаются причинение вреда имуществу, а также посягательства на личность.

Кроме разрушений и поджогов, закон говорит о совершении активными участниками "других подобных действий". Под ними понимаются иные общественно опасные посягательства на личность, включая представителей органов власти и управления, а также на имущественные интересы личности, общества и государства (затопления, обвалы, камнепады и т.п.).

Судебная практика относит к массовым беспорядкам факты насильственного освобождения толпой лиц, находящихся в местах лишения свободы, либо арестованных, содержащихся под стражей в следственных изоляторах.

Преступление окончено с момента совершения погромов, разрушений, поджогов и других подобных действий. Если массовые беспорядки инспирированы бандой, то действия виновных квалифицируются по совокупности ст. ст. 77 и 79 УК.

Насильственные действия, совершенные в ходе массовых беспорядков, охватываются признаками ст. 79 УК, за исключением убийства, изнасилования при особо отягчающих обстоятельствах и т.п.. При совершении указанных деяний ответственность виновного наступает по совокупности преступлений.

Если массовые беспорядки связаны с посягательствами на национальное или расовое равноправие либо воспрепятствованием деятельности конституционных органов власти, то ответственность наступает по совокупности преступлений.

Оказание вооруженного сопротивления представителям власти. Оказание сопротивления означает воспрепятствование осуществлению органами власти своих функций путем использования оружия участниками массовых беспорядков. При этом оружие понимается в узком смысле слова как предметы, специально предназначенные для поражения живой цели, на хранение и ношение которых требуется специальное разрешение. Объективно оказание вооруженного сопротивления представителям власти выражается в угрозах его применения, в выстрелах на поражение, вверх и других манипуляциях, направленных на устрашение представителей власти.

Преступление признается оконченным с момента оказания вооруженного сопротивления представителям власти.

Субъективная сторона массовых беспорядков выражается в умышленной форме вины. При этом, как правило, налицо прямой умысел (действия организатора, оказание вооруженного

56

сопротивления). Действия активных участников массовых беспорядков могут осуществляться и при наличии косвенного умысла.

Мотивы и цели данного преступления могут быть самыми разнообразными и, не влияя на квалификацию, учитываются судом при вынесении меры наказания.

Субъектом массовых беспорядков признается ограниченный круг лиц, указанных в ст. 79 УК, - это организаторы массовых беспорядков, их активные участники и лица, оказывающие вооруженное сопротивление властям. Иные лица, находящиеся в толпе, несут ответственность лишь за те конкретные деяния, которые они фактически совершили в условиях массовых беспорядков.

Воспрепятствование деятельности конституционных органов власти (ст. 791 УК). Данная статья предусматривает ответственность за воспрепятствование деятельности конституционных органов власти.

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что преступные посягательства блокируют или парализуют нормальную деятельность конституционных органов государственной власти. В конечном счете это может вызвать дезорганизацию политической жизни страны, диспропорции в экономике, оказать деморализующее воздействие на население (породить панику, расползание различных слухов и т.п.).

Объектом данного преступления выступает нормальная деятельность органов государственной власти и управления. Кроме того, при совершении этого преступления ставится под угрозу и другой объект - здоровье и неприкосновенность личности.

Объективная сторона преступления, как это вытекает из диспозиции ст. 791 УК, выражается в двух видах общественно опасных действий:

  • насильственные действия, направленные на воспрепятствование законной деятельности конституционных органов власти. Они выражаются в физическом или психическом воздействии на представителей конституционных органов власти и управления с целью воспрепятствовать их законной деятельности. Это может выражаться в нанесении легких или менее тяжких телесных повреждений либо побоях и истязаниях с целью устрашения конкретного лица либо недопущения выполнения им своего государственного или общественного долга;
  • неисполнение в установленный срок постановления представительных органов власти.

57

Преступление окончено либо с момента осуществления насильственных действий либо неисполнения в установленный срок постановлений и решений представительных органов власти.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла, т.е. осознанием виновным общественно опасного характера указанных действий и желанием их совершить. Мотивы преступления могут быть самыми разнообразными (месть, корысть, карьеризм и т.п.).

Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

58



Яндекс цитирования
Tikva.Ru © 2006. All Rights Reserved